24 декабря 2024 г. в Российском университете дружбы народов состоялось очередное заседание Российского Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО. Заседание вел председатель Комитета, президент РУДН В.М. Филиппов. В ходе заседания, с участием представителей Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, МИД РФ, Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ и ряда кафедр-членов Координационного Комитета российских кафедр ЮНЕСКО были рассмотрены вопросы, связанные с итогами отдельных мероприятий года, а также планами развития взаимодействия с ЮНЕСКО на предстоящий период.
В сообщениях представителей Министерства просвещения РФ и Федеральной службы государственной статистики были представлены предварительные данные по показателям достижений Российской Федерацией международных показателей ЦУР-4 (Качественное образование), принятой Саммитом ООН по устойчивому развитию, в числе других 12 целей на период до 2030 года. Как известно, цель 4 международной повестки ООН в области устойчивого развития содержит обязательства государств по «обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», включая «равный доступ к образованию детей, находящихся в уязвимом положении». Работа на данном направлении осуществляется с учетом поручения Президента РФ о необходимости обеспечить «вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования», и предусматривала «увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования» и осуществление «комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации». (Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).
При обсуждении вопросов взаимодействия с ЮНЕСКО в условиях складывающейся в мире ситуации особое внимание было уделено вопросам повышения эффективности российского участия в образовательных программах ЮНЕСКО, опираясь при этом на развитие взаимодействия и расширение круга партнерских научно-образовательных и культурологических организаций в странах СНГ и Глобального Юга, включая БРИКС, ШОС, а также на связи и возможную поддержку со стороны профильных органов региональных объединений Африки, Азии и Латинской Америки.
Заседание заслушало в этой связи совместное сообщение М.А Кривенькой, представителя кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», руководителем которой является профессор, академика РАО, ректор МПГУ А.В. Лубков, и К.А. Гавердовской, старшего советника Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Выступление М.А. Кривенькой было подкреплено презентацией участия делегации МПГУ в составе сформированной по линии МИД РФ объединенной делегации России в работе Международного форума кафедр ЮНЕСКО и их партнеров «Трансформация знаний для будущего Африки» (Аддис-Абеба, 30 сентября – 02 октября 2024 г., Эфиопия). Презентация прилагается.
Взаимодействию российских ассоциированных школ ЮНЕСКО с партнерами из стран СНГ, ШОС и БРИКС было посвящено сообщение Н.М. Прусс, национального координатора данной Сети, президента Университета управления «ТИСБИ» (Казань). Было поддержано предложение В.М. Филиппова о желательности оказать содействие в формировании Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО стран СНГ, а также совместной рабочей комиссии (с российским участием) в рамках сектора образования в штаб-квартире ЮНЕСКО.
Значительное внимание в ходе заседания было уделено рассмотрению инициативы В.К. Егорова, зав. кафедрой ЮНЕСКО Института госслужбы и управления ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, председателя Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ «О проработке вопроса организации работы сети с опорой на «базовые» кафедры по основным направлениям деятельности ЮНЕСКО». В практическом плане предложение сводится к определению «опорных базовых кафедр» по ключевым направлениям образовательной деятельности ЮНЕСКО; определить/конкретизировать основные задачи/функции, тематические направления, первоочередные и перспективные планы деятельности создаваемых структурных объединений – кластеров сетевого информационно-образовательного взаимодействия. По мнению участников заседания, упрочение взаимодействия кафедр в рамках образовательного кластера может способствовать повышению эффективности в решении приоритетных задач российского образования, а также расширить сферу влияния в работе с образовательными организациями стран-участниц ЮНЕСКО, в том числе с СНГ и другими государствами евразийского пространства, Африки, регионов Востока и Глобального юга по широкому спектру дисциплин, включая продвижение русского языка и культуры, российского образования. В случае должной организации они могут служить эффективными помощниками и исполнителями целевых программ и гуманитарных проектов МИД РФ, Минпроса РФ, Минобрнауки РФ, Агентства «Россотрудничество», Фонда президентских грантов и др. ведомств и организаций. В соответствии с принятой заседанием Комитета рекомендацией, на предстоящей Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО (ориентировочно в марте/апреле 2025 года) будут рассмотрены организационные вопросы по реализации данной инициативы.
В связи с актуализацией задач по адаптации и социализации обучающихся из числа несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей в российском обществе, в том числе не владеющих или слабо знающих русский язык, в ходе заседания была представлена информация научного руководителя кафедры ЮНЕСКО МПГУ Ю.А. Горячева о направлениях работы кафедры, в задачи которой входят вопросы адаптации и социализации мигрантов средствами образования. В частности, во взаимодействии с Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ специалистами МПГУ подготовлены Рекомендации, в которых в качестве первоочередной задачи ставятся вопросы создания ресурсных центров по оказанию содействия адаптации иностранных обучающихся, опираясь на апробированные учебные методики преподавания русского языка и социализации, разработанные специалистами МПГУ. В качестве конечной цели ставится формирование у данной категории обучающихся чувства сопричастности к российской культуре и истории, российскому государству, а в перспективе – приобретение в их лице законопослушных, достойных, ответственных граждан России, патриотов российского Отечества и государства. Кафедра обладает многолетним опытом работы на данном направлении, в том числе по оказанию содействия школам с этнокультурным компонентом в московской системе образования, разработке и подготовке к изданию инновационных учебников и методических пособий по русскому языку, учебными программами, а также подготовке и переподготовке преподавателей русского языка как иностранного для несовершеннолетних иностранных обучающихся и детей из семей международных мигрантов.
Ю.А. Горячев