Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Студенты Института детства в Российской государственной детской библиотеке: набираемся опыта

Новости МПГУ

28 ноября 2022 г. студенты 5-го курса факультета начального образования Института детства вместе с доцентом кафедры психологической антропологии, канд.пед.н. Е.С. Рычаговой и старшим преподавателем И.Н. Воробьевой посетили Российскую государственную детскую библиотеку.

В рамках сотрудничества преподавателей кафедры психологической антропологии и ГБОУ «Школа № 1861 «Загорье»» на встрече присутствовали сотрудники дошкольных образовательных отделений.

В рамках мероприятия Н.Г. Малахова провела практическое занятие «Сказка как проявление народного педагогического гения».

Сказка один из жанров фольклора, который часто служит подсознательной передаче молодому поколению народной мудрости, философии жизни, ценностей культуры; воспитывает уважение к предкам и любовь к Родине. Сказка обогащает внутренний мир и является важным источником языковых образов. Чтобы не утратить своего воспитательного значения, сказка нуждается в поддержке и сознательном культивировании.

Преподаватели кафедры успешно знакомят студентов с одним из жанров фольклора в рамках дисциплин «Этнопедагогика», «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой», «Теория и методика речевого развития детей» и «Методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

Ирина Лякишева: «28 ноября, студенты факультета начального образования 509 группы посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Мы уже и раньше были в этой библиотеке на других мероприятиях, которые были очень интересными и красочными, этот раз не стал исключением. Мы больше погрузились в тему чтения сказок детям, как их обсуждать, и о чем говорить не стоит. Также нам провели мастер-класс по чтению сказок детям, это было очень атмосферно, интересно и даже словами сложно передать какие чувства зарождались в моей душе. Было очень активно и насыщенно».

Софья Романовская: «28 ноября мне было снова предложено посетить Российскую государственную детскую библиотеку. Надо сказать, я была рада этому предложению, так как прошлые посещения оставили светлые воспоминания. В этот раз мы обсуждали сказки, их место в жизни и развитии ребенка, назначение и цели. Для нас актуализировали и расширили имеющиеся у нас знания в сфере сказок. Мы прошли по нескольким залам библиотеки. Особенно мне понравился тот зал, где есть свободный доступ к иностранным сказкам и книгам и где рассказывают детям сказки. Мы задумались над интересным фактом, что современный родитель читает детям сказки для того, чтобы их ребенок получил какую-то новую информацию и знания. Однако на это должно отводиться далеко не первое место среди целей детского чтения. На первое место необходимо выводить сопереживание и эмпатию героям сказок, развитие эмоциональной сферы ребенка. При чтении важны любые эмоции, так как без них невозможно сформировать гармоничную личность, трудно будет принимать и усваивать новые знания. Нам напомнили мысль Запорожца: «…что сказка дает базу для развития сопереживания и воображения. В сказке ребенку легче всего поставить себя на место героя…» Я согласна с данной мыслью, так как с помощью сказки дети могут стремительно развиваться в обществе. Мы все вместе вывели определение для хорошей книги – это та книга, которая смогла изменить что-то в человеке. Можно сказать, что книга «оставила след в душе». Интересно, что раньше я и не задумывалась, что вывести общее определение для хорошей книги оказалось такой сложной задачей. Хотела бы отметить настроение детей в библиотеке, пока мы ходили по зданию: я наблюдала отовсюду детский смех и радость. Я сразу зарядилась их энергией и настроилась на позитивные эмоции, сейчас редко можно встретить такую концентрацию детского счастья».

Алена Семенова: «Российская государственная детская библиотека – мир детства, добра, спокойствия, книг и, конечно же, сказок. Здесь сказки превращаются в реальность и на мгновения ты забываешь о том, где находишься, живёшь сказкой. В лекции подчеркнули актуальные моменты работы со сказкой для ребёнка дошкольного возраста. Сказка только тогда приносит опыт, когда подкреплена эмоциями. В сказке ребёнок учится сострадать, сопереживать персонажу, происходит отождествление одним целым с героем. Но не нужно забывать один очень значимый аспект: для того, чтобы было кому сопереживать должен быть значимый герой. Ребенок становится на позицию героя, пытаясь вообразить ситуацию. Сказка – это не только развитие воображения, но и речевое развитие. “Я не понимаю книгу, пока про неё не поговорю “. После прочтения ребёнок учится анализировать свое отношение к книге, выделять значимые моменты, которые мог бы впоследствии перенести в свой опыт. В практической части мы затронули очень интересую тему: ” Что же такое хорошая книга? “. Могу сказать, что мнения были различными, но через все мнения проходила красная нить того, что хорошая книга – эта книга, которую ты можешь прочитать в любом возрасте, и она в тебе что-то изменит, обогатит твой мир. Посещение Российской государственной детской библиотеки даёт возможность посмотреть на работу со сказкой под другим углом».

Евгений Ахотелашвили: «Сегодня наша группа посетила Российскую государственную детскую библиотеку, которая, как нам сказали, является, на данный момент, самой большой детской библиотекой в мире. На данном мероприятии речь шла о сказках, так как мы были в этой библиотеке второй раз, то мы быстренько освежили в памяти основные, вводные моменты, после чего у нас была очень интересная дискуссия о пользе книг, а также о их роли в воспитании детей. Сегодняшнее мероприятие мне показалось очень интересным, особенно запомнилось чтение сказки «Жернов Хийси». Сказку мы слушали в очень атмосферном помещении, которое создавало загадочную обстановку, а музыкальное сопровождение во время чтения смогло полностью погрузить нас в захватывающий сюжет. В заключение моего небольшого отзыва, хочется еще раз сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в этом замечательном мероприятии, буду рад прийти снова».

Кристина Атаманова: «Сегодня мы посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Это был захватывающая экскурсия с лекцией. Мне удалось увидеть очень интересный зал с книгами различных народов мира. Ранее я была незнакома ни с одной из них. Особенно интересными были книги без слов, которые очень понятны своими иллюстрациями. Кроме этого, было интересно узнать о самих иностранных сказках и рассуждениях детей о них. Мне всегда нравилось сравнивать наши сказки и других стран, а сегодня выдалась возможность не только поделиться своим мнением, но и узнать другое. Ещё я узнала, как интереснее организовывать читальные вечера с детьми. И в этом могут помочь музыка, предметы «из сказки» и игрушки-герои, а также сказочная атмосфера. Этот поход в библиотеку был очень сказочный и советую всем посетить «сказочные вечера» в библиотеке».

Ирина Кунцевич: «Сегодня мне посчастливилось вновь побывать в Российской государственной детской библиотеке. Пройдя внутрь, мы прошли в несколько залов, в одном из которых нам показали «молчаливые» книжки. Книжки были только из картинок, там не было слов и поэтому они были прекрасным источником не только детского, но и взрослого воображения. Темой нашего главного обсуждения стала сказка, ее значимость в жизни ребёнка, мы поговорили о том, почему в работе с дошкольниками, мы используем именно сказку, в чём её ценность, её особенности, её структура. Познакомились со сказками других народов и обсудили их содержание, интересно было послушать, что говорили дети после прочтения этих сказок, узнать их мысли, чувства. Как оказалось, дети могут поделиться интересными, глубокими (осмысленными) мыслями и порой сказать что-то смешное. Наиболее ярким моментом для меня стало прочтение неизвестной мне сказки пришедшей к нам из Карелии, я слушала её настолько заворожённая, что не заметила, как сказка подошла к концу. Меня поразило и само прочтение сказки, голос рассказчика, интонация, темп, ритм прочтения, и то, как рассказчик, благодаря манипуляции одним предметом, удерживала моё внимание от начала до конца. Наиболее полезными для меня оказались советы в работе с детьми со сказкой, какие выбрать сказки, на что обратить особое внимание, какие подобрать предметы, как их преподнести, что немало важно. Также меня удивили самодельные игрушки, которые делали сами дети, после прочтения им сказок. Герои сказок, которые оживали из природного и творческого материала, у детей получались необычными, реалистичными и было видно, как были увлечены дети созданием своей поделки. Посещение библиотеки для меня было эмоциональным, душевным и безусловно полезным».

Марина Владимировна Леонова, воспитатель: «Сегодня я посетила РГДБ и прослушала интересную лекцию “Сказка как проявление народного педагогического гения”, которую прочитала Малахова Наталья Григорьевна, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения. В формате диалога мы поговорили о проблемах развития речи детей, а так же как можно решить эти проблемы при помощи книги. Наталья Григорьевна поделилась своим опытом чтения детям сказок и работы в этом направлении. На практике показала методику чтения сказки детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Поразила атмосфера комнаты сказок в библиотеке, она настраивает на ожидание чего-то необыкновенного и интересного. Мне как педагогу, как маме и как личности было очень интересно, три часа пролетела незаметно. Хочу выразить слова благодарности, за интересную встречу».

Яничева Ульяна Александровна, воспитатель: «Сегодня, 28.11.22., мне посчастливилось присутствовать на встрече в РГДБ, которую провела для своих гостей Малахова Н. Г. Тема встречи «Сказка как проявление народного педагогического гения». На этой встрече мне удалось вместе с моими коллегами и наставниками: Рычаговой Е.С., Воробьевой И. Н., Чиж Е.А., Леоновой М.В. обсудить значимость чтения для детей дошкольного и школьного возраста: как нужно читать; каким способом заинтересовать ребенка слушать книгу, а в дальнейшем и читать разные произведения. Для гостей была проведена экскурсия по читательским залам, где мы могли познакомиться с «тихими» книгами и диафильмами, а также было предложено побыть в роли детей и сыграть в игру по сказкам. Благодаря таким обсуждениям мы открываем для себя как для педагогов новый мир, где есть множество интересных и занимательных моментов, которые мы потом можем применить в своей работе на занятиях и в свободной деятельности».

29 / 11 / 2022

Показать обсуждение