30 июня 2022 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации состоялся Круглый стол «Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия». Организатором круглого стола выступил Комитет Государственной Думы по делам национальностей, модерировал заседание председатель комитета Геннадий Юрьевич Семагин.
Поддержка и развитие национальных, в том числе родных, языков – предмет межведомственного и межрегионального взаимодействия. В цели мероприятия входил сбор и аккумулирование информации о том, что делается по линии разных ведомств, а также обмен мнениями для дальнейшей выработки скоординированных решений и обобщения их в общей дорожной карте. Всем участникам были предложены Рекомендации круглого стола, которые по итогам мероприятия с учетом поступивших замечаний и предложений будут дорабатываться. Основной вывод по итогам обмена мнений – необходимость ускоренной доработки Концепции языковой политики РФ и выстраивания на федеральном уровне системы координации самых разных мероприятий и инициатив, с которыми выступают организации и регионы.
От Московского педагогического государственного университета в круглом столе принимали участие: проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой русской литературы XX-XXI веков, д. филол. наук, профессор Людмила Александровна Трубина, заведующий кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма, д. пед. н., профессор Елизавета Александровна Хамраева и директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая.
Людмила Александровна обсудила поднимаемые на круглом столе вопросы с присутствующими ректорами педагогических вузов и депутатами из Республики Татарстан и Республики Башкирии.
Елизавета Александровна представила участникам круглого стола результаты проекта Фонда изучения и сохранения родных языков «Бабушкины сказки» – детские дидактические пособия (альбомы сказок) на 9 национальных языках: русском, татарском, башкирском, чеченском, коми, марийском, якутском, эвенкийском, тувинском. Она передала альбомы в Комитет Государственной Думы РФ по делам национальностей и пригласила представителей других регионов РФ, присутствующих за круглым столом, к созданию подобных материалов. Елизавета Александровна также внесла предложение в резолюцию круглого стола о выработке документа, определяющего единые условия дошкольного образования на всей территории РФ и заметила об обязательности системного подхода в преподавании национальных языков.
Марина Александровна в беседе с руководством Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей рассказала о проводимом при научно-методической поддержке МПГУ Московском открытом городском конкурсе детского творчества «Билингва» (проводится при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей Правительства Москвы с 2014 г.) и передала в Комитет вышедший в 2019 году в Издательстве «Этносфера» красочный альбом-сборник с лучшими эссе победителей конкурса за время его существования из разных стран под названием «Родина – это страна, которая живет во мне». Такой же сборник был передан руководству АО «Аргументы и факты», приложение которого – «Столичность» – регулярно публикует материалы о проводимых университетом проектах по поддержке молодых педагогов, этнокультурному образованию школьников, межнациональному согласию в Москве.
Тематика выступлений и основные предложения участников, заявленных в Программе круглого стола, касались работы по следующим направлениям: разработка учебников для изучения национальных языков и обучения на них, качество преподавания родных языков и на родных языках, поддержка молодых педагогов – преподавателей родных языков, в том числе через проведение Конкурса «Лучший учитель родного языка (Тимофеева А.А., Министерство просвещения РФ); соблюдение баланса поддержки русского и родных языков (Котова А.В., ФАДН); поддержка изучения русского языка за рубежом, в том числе через создание портала «Окно России» и проведение Пушкинского конкурса учителей русского языка вместе с Российской газетой и МПГУ (Дзюбинская С.А., Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ); распространение регионального опыта проведения форумов молодых преподавателей родных языков (Келеш Н.Д., Федеральный институт родных языков РФ); активизация использования национальных языков в киберпространстве, оцифровка всех изданий на языках РФ (Деревянко К.С., Совет при Президенте РФ, Правительственная комиссия по русскому языку).
Блок вопросов по популяризации национальных языков народов РФ от представителей СМИ включал: издание антологий национальных литератур, в том числе антологии народной мудрости («Объединенное гуманитарное издательство»), отражение тематики межэтнических и межконфессиональных отношений в специальном приложении «Столичность» («Аргументы и факты»), издание переводных произведений авторов на национальных языках в рамках проекта «Многоязыкая Лира России» («Литературная газета»), освещение материалов по культурно-языковому разнообразию России в программе «Национальный вопрос» (радиостанция «Вести ФМ») и др.
К числу важных инициатив по нормативно-правовому урегулированию мер в развитии национальных языков народов РФ относятся предложения, которые представила член Комитет ГД по просвещению Э.Р. Аиткулова о регулировании языковой политики в образовании, о том, что принцип добровольности выбора языка должен сопровождаться мотивацией. Она рассказала о внесении в ГД проекта предложений в «Закон об образовании РФ» от Республики Башкортостан, в котором предполагается закрепление термина «этнокультурная образовательная организация», понятия этнокультурного профиля, а также предлагается ввести ЕГЭ по родному языку.
Подводя итоги, Г.Ю. Семагин обратил внимание собравшихся на необходимость учета в деятельности по продвижению и поддержке родных языков интересов представителей всех национальностей – как в регионах РФ, так и в ДНР и ЛНР, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
М.А. Кривенькая