Россияне демонстрируют в соцсетях «групповые» ценности и ориентацию на досуговое поведение, развлечения. При этом мужчины больше ориентированы на сетевые игры и прочий досуговый контент. К такому выводу пришли ученые лаборатории социального компьютинга МПГУ (Е.В. Бродовская и др., журнал ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения», 2016 № 1).
Социологи провели опрос 2030 респондентов и затем визуализировали полученные данные с помощью метода многомерного шкалирования. В результате оказалось, что 70% россиян используют соцсети для отправки сообщений, чтения новостей, дистанционного общения. На взгляд ученых, это отражает доминанту групповых ценностей. В то время, как на Западе доминирует попытка найти возможности обучиться чему-то в сети, завязать профессиональные знакомства, найти акции и скидки на товары — то есть, ценности прагматизма (индивидуализма).
Кроме того, устанавливается практика, когда новость вначале появляется в интернете, соцсетях, а затем уже — традиционных СМИ. Зачастую пользователи социальных медиа ориентированы на чтение новостей, которые отбирает референтное сетевое сообщество, то есть «внутригрупповые» новости.
Для россиян важны возможности завязать знакомства в сети, слушать музыку и смотреть видео, размещать личные фотографии (55-60%). Соцсеть воспринимается как пространство досуговой деятельности, россияне не готовы рассматривать ее как инструмент финансовой, политической, профессиональной активности.
Электронные социальные сети (социальные медиа) сегодня приобретают черты глобального координационного центра социальных связей и отношений. По данным Мирового Интернет Проекта, в 2014 г. 58% россиян использовали социальные медиа, 30,2% ежедневно размещали свой контент (фотографии или комментарии) в них, 34,4% загружали из них аудио- и видеоконтент. Ученые замечают, что социальные медиа влияют на государственную власть, и в последнее время это влияние растет. Кроме того, в России, как и во всем мире, наблюдается активное использование электронных сетей политическими партиями и оппозицией, нацеленной на формирование протестных установок и мобилизацию протестных действий. Коллектив авторов данной статьи разрабатывает методологию автоматического выявления маркеров общественного поведения и его прогнозирования по цифровым следам в социальных медиа. Исследователи сообщают, что вплотную подходят к возможности предсказания «оранжевых революций» за несколько месяцев до их разворачивания в виде протестной деятельности.
Полина Юдина,
ведущий эксперт Управления маркетинга и коммуникаций МПГУ