Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Майи Плисецкой — балерины и народной артистки СССР.
В 1934-м Майя Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище Большого театра, а в июне 1941-го дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра.
В 1943-м принята в труппу Большого театра. Именно тогда появился ее знаменитый «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса.
В 1945-м первой исполнила партию феи Осени в «Золушке» Сергея Прокофьева, затем — главную роль в «Раймонде» Александра Глазунова.
Постепенно стала исполнять в Большом театре ведущие партии. В 1947-м впервые танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского. Затем последовали партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни, Хозяйки Медной горы в «Сказе о каменном цветке» и Джульетты в «Ромео и Джульетте».
В 1960-м после стала примой балета Большого театра.
В 1967-м специально для Плисецкой был поставлен балет «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина. Кармен стала одной из главных партий балерины в репертуаре Большого театра.
Позже Плисецкая проявила себя в качестве талантливого балетмейстера — участвовала в постановках в Большом театре балетов «Жизель» Адольфа Адана, «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Анна Каренина» и «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина, «Спартак» Арама Хачатуряна.
В 1995-м стала почётным президентом труппы «Имперский русский балет», созданной при ее участии. В том же году в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее мини-спектакле «Аве Майя» Мориса Бежара.
В 1994-м опубликовала книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая…» и в 2007-м — её продолжение — «Тринадцать лет спустя».



