30 августа исполняется 165 лет со дня рождения Исаака Ильича Левитана — одного из наиболее выдающихся русских пейзажистов. Его картины — не просто изображения природы, это рассказы о русской душе, о её красоте и величии, о её тихой грусти.
Левитан родился 30 августа 1860 года в городе Кибартай (Литва) в семье железнодорожного служащего. В начале 1870-х его семья переехала в Москву.
В 1873 году Левитан в возрасте 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — одно из ведущих художественных учебных заведений России. Учился с такими будущими мастерами живописи, как Константин Коровин, Михаил Нестеров, Алексей Степанов. Первым педагогом Левитана стал известный живописец Василий Перов.
Позже Левитан был принят в класс Алексея Саврасова, под влиянием которого в конце 1870-х годов и стал складываться стиль Левитана, принесший впоследствии ему мировую славу мастера русской пейзажной живописи.
В начале 1880-х годов, благодаря общению с Василием Поленовым, Левитан познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, что позже дало художнику возможность попробовать себя в качестве театрального декоратора (участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Мамонтова).
С 1884 года картины Левитана экспонировались Товариществом передвижных художественных выставок (Товарищество передвижников).
При этом в том же 1884-м педагогический совет училища решил исключить Левитана из училища за непосещение занятий, а весной 1885 года Левитан был выпущен с дипломом учителя чистописания — звания художника не получил.
Весной 1886 года Левитан оправился в Крым, где провёл более двух месяцев и написал около 60 этюдов и пейзажей («Ай-Петри», «Сакля в Алупке», «Татарское кладбище», «Три сосны», «У берега моря» и другие). Все полотна были раскуплены, а два из них приобрёл Павел Третьяков. Впоследствии Поленов говорил, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».
Летние сезоны 1888-1890 годов Левитан проводил на Волге, в Плёсе. В результате появились около 200 этюдов и картин, которые принесли художнику широкую известность («Золотой Плёс», «После дождя», «Тихая обитель» и другие). В 1889-м Левитан закончил пейзаж «Берёзовая роща», названный критиками одним из образцов русского импрессионизма.
В самом конце 1880-х годов участвовал в организационных собраниях «Мира искусств» Сергея Дягилева. Среди его последних работ — «Тишина» (1898), «Лунная ночь», «Сумерки», «Сумерки. Стога» (все — 1899), «Летний вечер», «Лесное озеро», «Облако. Перед грозой», «Туман над водой» (все — 1900).
Примечательно, что в 1898 году Левитан получил звание академика живописи и в том же году стал преподавателем Московского училища живописи и ваяния, в котором учился ранее и из стен которого вышел, не имея официального статуса художника.
Левитан, несмотря на недолгую жизнь (он скончался в возрасте 39 лет), оставил огромное наследие. Такие его полотна, как «Вечерний звон», «Март», «Над вечным покоем», «У омута» — настоящие символы русской природы, часть золотого фонда российского искусства.
Работы Левитана хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Плёсском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, а также в коллекциях других музеев и галерей России, Белоруссии и других стран, а также в частных собраниях.
Управление протокольных мероприятий