Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

3 мая — 155 лет со дня рождения художника Александра Николаевича Бенуа

Новости МПГУ

3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его супруги Камиллы Альбертовны (дочери архитектора Альберта Катериновича Кавоса) родился Александра Николаевича Бенуа — русский художник, иллюстратор, писатель и сценограф, один из важнейших творческих деятелей Серебряного века.

Начальное образование Бенуа получил в гимназии Императорского человеколюбивого общества, а в 1885-1890 годах учился в частной гимназии Карла Ивановича Мая. Там же он познакомился с будущими соратниками по художественному объединению «Мир искусства» Вальтером Фёдоровичем Нувелем, Константином Андреевичем Сомовым и Дмитрием Владимировичем Философовым.

В 1887 году недолго был вольнослушателем Императорской Академии художеств, но так и не окончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая.

В 1893 году впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов, а в 1894 году начал карьеру теоретика искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

В 1898 году стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с Сергеем Павловичем Дягилевым и другими «мирискусниками» пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство, став одним из наиболее значительных художественных критиков начала XX века. Именно Бенуа ввёл в оборот термины «авангард» и «русский неоклассицизм».

В 1902 году впервые обратился к работе в театре, оформив оперу Рихарда Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Одним из высших достижений Бенуа на театральных подмостках были декорации к балету Игоря Фёдоровича Стравинского «Петрушка» (1911), причём балет был создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после этого зародилось сотрудничество Бенуа с Московским художественным театром (МХТ), где он оформил два спектакля по пьесам Жана-Батиста Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Бенуа считал, что именно на сцене достигается высшая цель искусства — синтез разных направлений: хореографии, музыки, литературы, живописи.

В 1903 году создал один из шедевров российской книжной графики — серию иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Дягилев напечатал иллюстрации вместе с поэмой в журнале «Мир искусства», после чего они были признаны знатоками книги как «идеальная графическая работа». К творчеству Пушкина Бенуа обращался и в дальнейшем, в 1911 году проиллюстрировав издание повести «Пиковая дама».

В 1904 году была выпущена «Азбука в картинках» — едва ли не единственная крупная работа Бенуа для детей.

Уже в Советской России, в 1919 году, возглавил картинную галерею Эрмитажа и издал её новый каталог. Кроме того, продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр. Последней театральной работой Бенуа на родине стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в Большом драматическом театре (БДТ) в Петрограде.

В 1926 году Бенуа покинул СССР, после чего жил в Париже, работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Также много работал в Милане (Италия) в оперном театре Ла Скала.

В последние годы жизни Бенуа трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 годов».

Скончался Александр Николаевич 9 февраля 1960 года в Париже.

 

Управление протокольных мероприятий

03 / 05 / 2025

Показать обсуждение