Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

100 лет со дня рождения Михаэля Иосифовича Ройтерштейна

Новости МПГУ

 

Дорогой Михаэль Иосифович! От души поздравляем Вас с Юбилеем и выражаем Вам благодарность за ратное служение Отечеству, многолетний и добросовестный труд на благо отечественного образования! Желаем Вам мирного неба и крепкого здоровья, бодрости и долголетия, счастья и благополучия, внимания и заботы со стороны Ваших родных и ближних, учеников и коллег! Многая и благая лета Вам!

22 ноября 2025 года отмечает 100 лет со дня рождения Михаэль Иосифович – ветеран-участник Великой Отечественной войны, композитор, музыковед, педагог, один из создателей кафедры теории и истории музыки, кандидат искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории и истории музыки музыкального факультета МПГУ, Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, член редакционного совета журнала «Музыкальное искусство и образование» Вестника кафедры ЮНЕСКО. В Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина – МПГУ работал с 1960 по 2007 год.

М.И. Ройтерштейн родился в 1925 году в Москве, в семье инженера автозавода АМО Иосифа Моисеевича и школьной учительницы математики Елизаветы Григорьевны. Оба родителя Михаэля Иосифовича были уроженцами г. Одессы, с 1921 года стали проживать в Москве. В 1933 году М.И. Ройтерштейн пошёл в школу. К лету 1941 года окончил восьмой класс средней школы в подмосковном Воскресенске.

Великая Отечественная война ворвалась не только в пределы нашей Родины, но и в каждую семью. Не обошло военное лихолетье и семьи Ройтерштейна. В январе 1942 года погиб дедушка М.И. Ройтерштейна, пропала без вести бабушка. Началась новая жизнь для юноши и его сверстников. Михаэль Иосифович вспоминал: «Мы, четверо товарищей-одноклассников пошли в военкомат проситься на фронт. На фронт нас, естественно, не послали, но направили… в столярный цех местного промкомбината: там выполняли оборонный заказ: делали деревянные ящики, основу для противотанковых мин, в которые потом заливали взрывчатку (в этих минах было очень мало металла, и их миноискатели не обнаруживали). Так мы стали столярами 2-го разряда. С сентября стали работать только полсмены, до полудня, а потом шли в школьную столовую обедать и затем уж – на уроки в свой 9-й «А».

В 1943 году, узнав о подготовительных курсах Московского авиационного института (МАИ), М.И. Ройтерштейн по окончании девятого класса поступил на них. В конце августа сдавал экзамены за десятилетку, которые засчитывали в качестве вступительных в институт. К занятиям приступили не сразу, т.к. на месяц всем набором были отправлены под Истру заготавливать дрова. Учился Михаэль Иосифович на самолётном факультете и одновременно работал по четыре часа в день слесарем-учеником в инструментальном цеху института, что давало заметную прибавку к стипендии, а главное – рабочую продуктовую карточку. Так прошёл второй военный год, и Михаэль Иосифович перешагнул рубеж призывного возраста. Он очень хотел попасть на фронт, но декан твёрдо возражал, проректор запретил выдавать документы (студенты были «на броне», а паспорта хранились в институте). Но препятствия были преодолены, и в сентябре Михаэль Иосифович всё-таки ушёл добровольцем в Красную Армию.

Однако, и тут оказалось всё непросто. Михаэль Иосифович был обозначен как «специалист с незаконченным высшим техническим образованием», и столь ценный кадр начальство никак не могло просто отправить на передовую – несмотря на все просьбы этого кадра. Послали в офицерское училище. Но там ему удалось убедить командование, что путного офицера из него не получится и лучше отправить на фронт. Отправили, но не на фронт, а в запасной зенитно-артиллерийский полк. А тут как увидели, что появился «специалист», сразу же возвели в должность командира отделения и приказали подготовиться к обучению… радистов. Представления о радиотехнике у Михаэля Иосифовича были самые общие, но тут случился очень важный разговор с заместителем командира полка по политчасти. Михаэль Иосифович обратился к нему с просьбой об отправке в Действующую Армию. Он решил посодействовать, если Михаэль Иосифович с очередным пополнением покажут отличные результаты в боевой и политической подготовке. В 1944 году пополнение прибыло недели через две, было подготовлено и на итоговых учениях отделение радио получило благодарность командира полка за надёжную и бесперебойную радиосвязь.

Замполит слово сдержал: в приказе на отправку очередной команды значился и рядовой Ройтерштейн. Вместе со своими вчерашними подопечными-подчинёнными он погрузился в эшелон, шедший на 2-й Белорусский фронт. Так Михаил Иосифович оказался в 596-ом легко-артиллерийском полку прорыва (ЛАПП) 23 Артиллерийской Красносельской Краснознамённой дивизии прорыва (АККДП) Резерва Главного Командования. Дивизия была сформирована в трудные дни блокады Ленинграда. Большинство солдат и офицеров были ленинградцы, и атмосфера в части была особенная – спокойная, деловая, без надрыва и патетики, без крика на подчинённых и без заискивания перед командирами. Жёсткая требовательность сочеталась с уважительностью и какой-то глубинной человечностью. В этом полку Михаэль Иосифович прошёл до конца войны и ещё немного после неё.

О фронтовых дорогах Михаэль Иосифович вспоминал так: «Моя фронтовая дорога была весьма извилиста. После долгого стояния в районе тогдашней польско-советской границы, а потом и за нею, мы выдвинулись на плацдарм восточнее Варшавы. В январе 1945 года после мощной артподготовки началось наступление наших войск, которое практически уже не прекращалось до конца войны, хотя немцам, да и нашим соотечественникам, воевавшим на их стороне, не раз удавалось нас задерживать, а то и заставлять нас корректировать направление движения. В ходе январского наступления мы обошли Варшаву с севера и стремительно двинулись на север, отрезая путь к отступлению крупной группировке вражеских войск, которая располагалась в Восточной Пруссии, под Кёнигсбергом (сам город будет взят только в апреле, но заблокировать его удалось почти сразу). Потом круто развернулись на юго-запад, форсировали Вислу и вдоль неё снова двинули на север, к Балтике, но теперь уже на Данциг (ныне – Гданьск). Тут мы столкнулись с весьма серьёзным сопротивлением, и командование решило уйти далеко на запад и, как это ни странно выглядит, штурмовать Данциг с запада. Судьба города была решена. Это уже март. Затем нас направляют форсировать Одер: мы же – Резерв. Почти две недели не удавалось перебраться на левый берег. И то сказать: на карте – голубая ниточка, а на деле – полноводный Ост-Одер, на высокий правый берег которого мы вышли. Вместо левого берега – земляная дамба не более двух метров высоты, а за нею болото с обширными лужами и реденькими кустиками. Дальше ещё одна дамба, за которой вполне судоходный Вест-Одер с пологим и совершенно открытым берегом. Чуть повыше – лесок, в котором, как потом выяснилось, власовская часть с артиллерией, пулемётами и отличным обзором всего Одера вплоть до наших позиций. …Одер мы форсировали 25 апреля, а к 30-му уже дошли до Мекленбургских озёр. И, наконец, 4 мая в лесочке чуть севернее того места, где скромная Эльде впадает в достаточно внушительную Эльбу, мы встретили моторазъезд Канадского экспедиционного корпуса. Отвоевались!».

Потом пошла армейская жизнь в мирное время – не самая естественная ситуация для тех, кто уже втянулся в жизнь военную. Чтобы как-нибудь скрасить и смягчить эту ситуацию, Михаэль Иосифович предложил нескольким своим однополчанам образовать этакий самодеятельный коллектив с неброским названием НСТ – Наш Самодеятельный Театр. Двое неплохо пели, третий очень лихо плясал, четвёртый прекрасно играл на скрипке, а Михаил Иосифович аккомпанировал им на аккордеоне, а при случае и на пианино, кое-что сочинял. Это было совсем неплохо, но совсем недолго: полк был расформирован, многие демобилизовались. Михаэля Иосифовича, после «культурного обслуживания» первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР (10 февраля 1946 года), был демобилизован. С 26 февраля, через Вильнюс и Смоленск, началось возвращение фронтовика домой, в Москву.

Дальше начинается совсем другая часть жизни – мирная: Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1946-1948); музыкальный руководитель в детских садах г. Москвы (1948-1952); обучение в Московской государственной консерватории по классу композиции Н.П. Ракова, М.И. Чулаки и по классу теории музыки В.А. Цуккермана (1948-1953); обучение в аспирантуре при Московской консерватории (1953-1957); преподаватель Московской консерватории (1953-1957); старший преподаватель Института военных дирижёров (1956-1960); заместитель заведующего репертуарным кабинетом ГАБТа (1958-1959); преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных (1960-1970); старший преподаватель и заведующий историко-теоретической секцией музыкально-педагогического факультета МГПИ имени В.И. Ленина (1960); бракосочетание с Диной Григорьевной Дараган (1962); создатель и доцент кафедры теории и истории музыки МГПИ имени В.И. Ленина (1968); защита кандидатской диссертации (1970);  заведующий кафедрой теории и истории музыки МГПИ имени В.И. Ленина (1975); профессор кафедры теории и истории музыки МГПИ имени В.И. Ленина (1986).

Широка сфера научных и профессиональных интересов Михаэля Иосифовича. Ему принадлежат работы по вопросам теории музыки и методики обучения. Среди них: Музыкальный язык. Учебное пособие (1974); Введение в анализ гармонии. Учебное пособие (1984); Основы музыкального анализа. Учебник (2002); Полифония. Учебное пособие (2002); Основы музыкального анализа. Учебник. 2-ое издание (2017); Программы учебных курсов по полифонии по анализу музыкальных произведений, основам НИР; Статьи в сборниках и периодической печати. Среди музыкальных сочинений: Опера «Бунт» (Либретто Д. Голубкова); Симфония в 3-ох частях; Симфоническая поэма «Звезда» (по Э. Казакевичу); Маленький концерт для фортепиано с оркестром; Элегия памяти фронтового товарища. Для гобоя и струнного оркестра; Фортепианный сонатины и пьесы; Вокальные и хоровые циклы, детские кантаты и отдельные сочинения. Под руководством М.И. Ройтерштейна защищено 18 кандидатских диссертаций.

Михаэль Иосифович за ратное служение, научно-педагогические и творческие достижения награждён орденом Отечественной войны II степени (11.03.1985); медалями «За боевые заслуги» (19.01.1946), «За взятие Кенигсберга» (08.10.1947), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (09.02.1946), «Медалью Жукова» (19.02.1996); нагрудными знаками «Фронтовик 1941-1945гг.» (09.05.2000), «Ветеран 23-й Артдивизии» (07.05.1983); медалями «Ветеран труда» (06.05.1986), «В память 800-летия Москвы» (26.02.1997); удостоен почётным званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (12.09.1996), Золотой медалью Союза московских композиторов (04.12.2010); нагрудными знаками «Отличник народного просвещения» (28.12.1979), «За отличные успехи в работе»; почётными грамотами Министерства просвещения СССР и МПГУ; Благодарностью Великой княгини Марии Владимировны – Главы Российского Императорского Дома (21.11.2019).

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

А.И. Усатов – начальник Отдела мобилизационной подготовки, секретарь Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы;

А.Н. Мицкевич – доцент кафедры педагогики и психологии профобразования имени В.А. Сластёнина, кандидат психологических наук, председатель первичной ветеранской организации,

ветеран военной службы, полковник в отставке;

Фото: А.В. Рузаев – доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций;

Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

22 / 11 / 2025

Показать обсуждение