25 августа 1930 года родился Георгий Николаевич Данелия — советский и российский кинорежиссёр и сценарист.
Карьеру в кино начал с участия в массовках в фильмах своего дяди Михаила Эдишеровича Чиаурели.
При этом изначально Данелия не имел отношения к кино. В 1955 году он окончил Московский архитектурный институт и работал архитектором в Институте проектирования городов. Однако в 1956-м поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Михаила Константиновича Калатозова (знакомого своей мамы), которые окончил в 1959-м.
Ну а самостоятельный творческий путь Данелии начался в 1960-е годы. Дебютная картина — «Серёжа» (1960) — получила Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Затем были «Я шагаю по Москве» (1963), «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза!» (1986) и другие фильмы, которые стали классикой отечественного кинематографа и разошлись на цитаты.
Примечательно, что жанр фильма «Я шагаю по Москве», ставшего настоящим культурным событием хрущёвской оттепели, — лирическая комедия — был придуман Данелией при сдаче картины художественному совету, члены которого никак не могли понять, почему комедия не вызывает у них смеха.
После съёмок фильма «Кин-дза-дза!», как говорят, Данелия запустил слух: якобы некий режиссёр из США настолько впечатлился картиной, что предложил ему взяться за спецэффекты для голливудского фильма. Данелия от предложения отказался, намекнув, что летательный аппарат под названием пепелац — это не спецэффекты, а секретная разработка Минобороны СССР. Из министерства достаточно быстро связались с Данелией и посоветовали больше так не шутить.
А ещё почти в каждом фильме Данелии с участием Евгения Павловича Леонова его персонаж поёт песню «На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки…». Сам Данелия рассказывал, что он просил спеть именно «Марусеньку», потому что это была едва ли не единственная песня, слова которой режиссёр знал полностью. Он выучил её ещё в молодости во время учёбы в вузе. При этом, по версии Леонова, эта песня была единственной, которую он мог более-менее сносно исполнять, так как не обладал ни слухом, ни голосом.
Сам Данелия был автором или соавтором сценариев всех своих фильмов и работ некоторых других режиссёров (при этом его имя не всегда появлялось в титрах). Также Данелия появлялся в собственных фильмах в качестве камео.
Данелия увлекался живописью и музыкой, а также собрал коллекцию барабанов. Опубликовал три книги мемуаров — «Безбилетный пассажир» (2003), «Тостуемый пьёт до дна» (2005) и «Кот ушёл, а улыбка осталась» (2014). Позже переработал их в одну — «Кошмар на цыпочках».
Управление протокольных мероприятий