Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

4 октября — 100 лет со дня рождения кинорежиссёра Марлена Мартыновича Хуциева

Новости МПГУ

4 октября 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Марлена Мартыновича Хуциева — советского и российского кинорежиссёра и сценариста.

В 1950 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, ВГИК). Выпускник мастерской заслуженного деятеля искусств РСФСР Игоря Савченко. Дипломной работой был короткометражный фильм «Градостроители».

В 1953-1958 годах работал ассистентом по дубляжу, вторым режиссёром, затем — режиссёром на Одесской киностудии и — в 1959-1965-м — на Киностудии им. Максима Горького. С 1965-го — режиссёр киностудии «Мосфильм», в 1968-1971-м — художественный руководитель творческого объединения «Экран».

В 1956 году вышел первый полнометражный фильм Хуциева, снятый в соавторстве с Феликсом Миронером, — «Весна на Заречной улице», — и получивший в СССР огромную популярность: его посмотрели более 30 миллионов зрителей. А через два года, в 1958-м, состоялась премьера первой самостоятельной режиссёрской работы Хуциева — мелодрамы «Два Фёдора».

Для своей следующей киноленты — «Застава Ильича» — сценарий написал совместно с Геннадием Шпаликовым. Но в 1963 году на встрече с деятелями искусства первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил с критикой фильма, в результате чего Хуциев был вынужден внести в фильм поправки, и вышла она только в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». Тем не менее, картина стала одним из символов «оттепели», а первоначальная версия под оригинальным названием была впервые показана в 1988-м в Московском доме кино.

Впоследствии снял ещё четыре художественных фильма — «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие», «Бесконечность», — и три документальных: «Алый парус Парижа», «И всё-таки я верю…» (фильм Михаила Ромма, завершённый после его смерти Хуциевым, Элемом Климовым и Германом Лавровым) и «Люди 1941 года».

Хуциев — одна из ключевых фигур кинематографа 1960-х годов, настоящий художник с невероятно созерцательным характером, ярко выраженной повышенной внимательностью к духовной жизни героев. Фильмы Хуциева отражали эпоху, но в них не было привычной для советского времени пропаганды. Режиссёра интересовали простые люди и их жизненные драмы. Каждая его новая картина становилась заметным событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни.

В 1965-1986 годах был секретарём правления Союза кинематографистов СССР. Вспоминал, как в объединение его приняли после появления «Весны на Заречной улице»: «Я был одним из первых его членов, а рядом такие мастера! Это придавало сил и веры в профессию».

В 1978-2009 годах преподавал во ВГИКе, с 1987-го — заведовал кафедрой игрового кино.

04 / 10 / 2025

Показать обсуждение