Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

4 декабря — 200 лет со дня рождения писателя и поэта Алексея Николаевича Плещеева

Новости МПГУ

4 декабря 2025 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева — русского писателя и поэта, в том числе детского, драматурга и переводчика.

 

ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ

Родился 4 декабря 1825 года в Костроме в обедневшем дворянском семействе. Родители Алексея очень любили литературу, и в их доме часто собирались писатели и поэты, устраивались литературные вечера.

В 1843 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева: ректор университета, поэт и литературный критик Пётр Александрович Плетнёв, редактор-издатель журнала «Отечественные записки» Андрей Александрович Краевский, писатели Иван Александрович Гончаров, Дмитрий Васильевич Григорович, Фёдор Михайлович Достоевский, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

 

ПОЭТ И ПРОЗАИК

В 1845 году оставил учёбу из-за стеснённого материального положения и неудовлетворённости самим процессом образования. Покинув университет, посвятил себя исключительно литературной деятельности.

Примерно в то же время, увлёкшись социалистическими идеями, познакомился с участниками кружка философа и сторонника «утопического социализма» Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского. Петрашевцы уделяли значительное внимание политической поэзии, обсуждая на собраниях — «пятницах» — вопросы её развития. При этом Плещеев не только активно участвовал в создании агитационных стихов, но и доставлял участникам кружка запрещённые рукописи.

В 1846 году был издан первый сборник стихов Плешеева, куда вошли ставшие популярными стихотворения «На зов друзей», «Вперёд! Без страха и сомненья…», прозванное «русской Марсельезой», и «По чувствам братья мы с тобой». Оба последних стихотворения стали гимнами революционной молодёжи, а самого Плещеева стали воспринимать как поэта-борца.

Во второй половине 1840-х годов начал публиковаться и как прозаик. Рассказы «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Папироска. Истинное происшествие» и «Протекция. История бывалая» были замечены критикой, обнаружившей в них влияние Николая Васильевича Гоголя и отнёсшей их к «натуральной школе».

Зимой 1848-1849 годов устраивал встречи петрашевцев у себя дома, а весной 1849-го был арестован и приговорён к четырём годам каторги, но вместо этого переведён рядовым в Отдельный Оренбургский корпус в Уральске, а позже — в 3-й линейный батальон в Оренбурге.

Уже в годы ссылки возобновил литературную деятельность. В 1856 году стихотворения Плещеева начали печататься «Русском вестнике», а в 1858-м, после почти десятилетнего перерыва, вышел второй сборник стихотворений поэта, основной темой которого было духовное прозрение человека, отказывающегося от бездумного и созерцательного отношения к жизни.

Поэтическое творчество Плещеева начала 1860-х годов было отмечено преобладанием общественно-политических и гражданских тем и мотивов. Поэт старался обращаться к широкой демократически настроенной аудитории, а в его стихотворениях появились агитационные нотки. В отчётах тайной полиции за эти годы Плещеев фигурировал как «заговорщик». В документах подчёркивалось, что поэт «подозревается в распространении идей, несогласных с видами правительства».

Заработки на ниве литературы приносили совсем небольшой доход, Плещеев вёл, по выражению Достоевского, существование «литературного пролетария». Вместе с тем, как отмечали современники, поэт вёл себя независимо и сохранял верность «высокому гуманистическому шиллеровскому идеализму, усвоенному в юности».

 

ДРАМАТУРГ

Несмотря ни на что, Плещеев до самой смерти не прекращал творческую деятельность. Написал 13 пьес. Театральные постановки по драматургическим произведениям — «Нет худа без добра», «Счастливая чета», «Услуга», «Что часто бывает» — шли в ведущих российских театрах.

 

ПЕРЕВОДЧИК

Занимался Плещеев и переводами художественной прозы. Такие произведения, как «Чрево Парижа» Эмиля Золя и «Красное и чёрное» Стендаля, впервые были изданы именно в его переводе. Переводил также научные монографии и статьи, опубликовал многочисленные компилятивные работы по западноевропейской социологии и литературе, в частности, «Жизнь и переписка Прудона» и «Жизнь Диккенса».

 

ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

В творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни важное место занимала детская поэзия и литература. Успех имели сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Некоторые стихотворения — «Бабушка и внучек», «Старик» — стали хрестоматийными. Исследователи творчества поэта отмечали, что для его детских стихов характерны стремление к жизненности и простоте, они наполнены разговорными интонациями и реальной образностью. А ещё благодаря усилиям Плещеева вышли семь школьных пособий под общим заглавием «Географические очерки и картины».

 

04 / 12 / 2025

Показать обсуждение