11 марта 2025 г. исполнилось 140 лет со дня рождения видного российского учёного в области педагогики и истории педагогики, крупного деятеля народного образования, доктора педагогических наук, действительного члена АПН РСФСР, профессора педагогического факультета 2-го МГУ – МГПИ имени В.И. Ленина (ныне МПГУ) Евгения Николаевича Медынского.
Е.Н. Медынский родился 27 февраля (11 марта) 1885 г. в Ялте. В 1903 г. он с золотой медалью окончил Симферопольскую мужскую казённую гимназию, затем окончил Харьковский технологический институт и юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1914). Ещё будучи студентом, в 1911 г. Евгений Медынский начал свою научную и преподавательскую деятельность с заведования земскими школами Царскосельского уезда. В 1912-1915 гг. он впервые в России читал в Санкт-Петербургской педагогической академии курс лекций по внешкольному образованию – именно этим проблемам посвящены ранние работы учёного. После окончания вуза Е.Н. Медынский занимал должность заведующего отделом народного образования Царскосельской земской управы (1914-1917). Одновременно (1915-1917) он преподавал школоведение на Петербургских высших педагогических Фрёбелевских курсах. Это платное учебное заведение готовило воспитательниц детей дошкольного возраста для работы в семьях и детсадах (курсы были преобразованы после 1917 г. в Институт дошкольного образования). В 1915–1917 гг. Медынский читал лекции в Университете Шанявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе, Серпухове и других городах.
В 1918-1920 гг. Евгений Медынский преподавал в Нижегородском институте народного образования, в 1920-1922 гг. был профессором и деканом словесно-исторического, затем педагогического факультетов Уральского университета. Здесь он начал писать свой фундаментальный труд по истории педагогики, над которым работал всю жизнь. Являясь председателем лекторского бюро при Екатеринбургском губернском отделе политического просвещения, Медынский читал лекции студентам и представителям широких слоёв населения Урала по темам «Политпросвет-работа», «История педагогики», «Детское чтение и детская литература». В 1921 г. Медынский принимал участие в работе V съезда рабочих депутатов Екатеринбургского уезда. С 1922 г. Е.Н. Медынский жил и работал в Москве – заведовал отделом статистики Политпросвета Наркомпроса РСФСР и преподавал в московских вузах: 2-м МГУ, Высшем коммунистическом институте просвещения (до 1937) и др. Медынского как педагога и гражданина отличала активная жизненная позиция, стремление быть в гуще общественных событий. Им была разработана система работы земств и земских учреждений по просвещению, школьному и внешкольному образованию, он выдвинул идеи создания народных домов для политического просвещения масс и превращения библиотек в центры общекультурной работы с населением.
В 1922-1948 гг. Евгений Николаевич Медынский работал преподавателем, с 1926 г. профессором 2-го МГУ (1922, 1923), затем МГПИ имени В.И. Ленина (1938-1948). В 1935 г. Е.Н. Медынскому была присвоена учёная степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. С 1938 г. он входил в состав Совета педагогического факультета, на обсуждение которого выносились вопросы состояния самостоятельной работы студентов, улучшения методики лекций и практических занятий. В 1942 г Е.Н. Медынский заведовал кафедрой педагогики и в своей работе особое внимание уделял вопросам вузовской педагогики. Много сил учёный отдавал подготовке будущих учителей для школ страны и научных кадров в области истории педагогики. В 1943 г. при активном участии учёных педагогического факультета МГПИ имени В.И. Ленина была основана Академия педагогических наук РСФСР. В 1944 г. пять профессоров МГПИ, включая Е.Н. Медынского, стали её действительными членами. В 1947-1952 гг. Евгений Николаевич являлся членом Президиума АПН РСФСР. В 1944-1948 гг. одновременно с основной работой Е.Н. Медынский заведовал отделом истории педагогики Научно-исследовательского института теории и истории педагогики.
Медынский был одним из первых, кто в советское время обратился к изучению вопросов истории педагогики. Учёный исследовал историю российской школы и педагогики, анализировал творчество русских педагогов и просветителей: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.И. Герцена, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого. Он принимал активное участие в подготовке к изданию педагогических сочинений К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других педагогов. Учёный внёс значительный вклад в изучение проблем взаимосвязи и взаимовлияния российской и зарубежной педагогики, в историко-культурный анализ памятников педагогической мысли как важнейших источников для познания историко-педагогичских процессов. Е.Н. Медынский – автор первого советского учебника по истории педагогики «История педагогики» (в трёх томах), который переиздавался несколько раз.
Ведущий историк педагогики страны оказал большое влияние на историко-педагогическую подготовку учителя. В своих работах он уделял внимание вузовской педагогике, а именно: методике чтения лекций, организации самостоятельной работы студентов и некоторым другим вопросам, принимал участие в разработке всех программ по истории педагогики для педагогических институтов. В 1948 г. была издана книга Е.Н. Медынского в соавторстве с Н.А. Константиновым «Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет», в которой в целях исследования опыта советской школы проводился анализ учебных планов, программ и учебников.
Занимаясь проблемами внешкольного образования, Евгений Николаевич Медынский сформулировал принципы, методы и требования к содержанию внешкольной работы (народные дома для политического просвещения масс, библиотеки, выставки как центры общекультурной работы, лекционная деятельность, организация курсов). Основные идеи и принципы внешкольного образования, изложенные в трудах учёного, актуальны и сегодня и могут быть использованы педагогами учебных заведений и работниками культурно-просветительных учреждений, занимающимися проблемами внешкольного образования или внешкольной работы с детьми. Евгений Николаевич обосновал необходимость исследования проблем воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни. В 1955-1957 гг. он разрабатывал основы семейного воспитания (цикл статей в журнале «Семья и школа: Как ваши дети ведут себя за столом»; «Поза, жесты, мимика детей»; «Вежливость, приличия, такт»).
В 1944-1948 гг. он был директором Государственной библиотеки по народному образованию имени К.Д. Ушинского, в 1949-1952 гг. работал заведующим редакцией педагогики издательства «Большая Советская энциклопедия».
Е.Н. Медынский был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями К.Д. Ушинского, «Ветеран труда».
Евгений Николаевич Медынский скончался 6 марта 1957 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (3 уч.).
Научно-педагогическое наследие выдающегося представителя отечественной педагогики Е.Н. Медынского включает в себя 30 научных и учебных трудов, более 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам. С трудами учёного можно ознакомиться в научной библиотеке МПГУ.
Соч.: «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» (1913); «Методы внешкольной просветительской работы» (1915); «Внешкольное образование: Его значение, организация и техника» (1916); «Методы внешкольной просветительной работы», 2 изд. (1918); «Внешкольное образование в РСФСР» (1923); «Энциклопедия внешкольного образования» (1923-1925); «Методы внешкольного распространения сельскохозяйственных знаний» (1924); «Громкая читальня. Методическое руководство», 3 изд. (1925); «История педагогики в связи с экономическим развитием общества»: Учебник: в 3-х т. (1925-1929); «Классовая борьба и воспитание» (1931); «История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции» (1938); «Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику» (1942); «Великий русский педагог К.Д. Ушинский» (1945); «Народное образование в СССР» (1947); «Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет» / в соавт. с Н.А. Константиновым (1948); «Педагогика» (1948); «А.С. Макаренко. Жизнь и педагогическое творчество» (1949)); «Народное образование в СССР» (1952); «Братские школы Украины и Белоруссии в XVI – XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией» (1954);
«Просвещение в СССР» (1955); «Воспитание культурных навыков поведения и речи детей» (1958).
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.