28 мая 2023 г. исполнилось 85 лет со дня рождения бывшего студента исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ), замечательного советского и российского композитора, члена Союза композиторов, профессора кафедры инструментовки композиторского факультета Московской консерватории Юрия Марковича Буцко.
Ю.М. Буцко родился 28 мая 1938 г. на Украине, в городе Лубны Полтавской области в семье военнослужащего. После войны семья переехала в Москву, где кроме общеобразовательной Юрий Буцко посещал музыкальную школу. С Москвой связаны вся последующая жизнь и творчество композитора. Увлечение в юности археологией и этнографией привело Буцко в 1955 г. на исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В студенческие годы, во время учебных экспедиций по Северу (Архангельские земли, Каргополь) Юрий Буцко впервые услышал и записал древние песнопения, народные песни и причитания, распевы и псалмодии. Возможно, полученные в экспедициях впечатления повлияли на дальнейшую судьбу будущего композитора – не случайно в последующем появились его произведения на древнерусскую тему: симфонии-сюиты «Из русской старины», «Господин Великий Новгород», «Русь народная, Христа ради» и др. Все возрастающее тяготение к музыке привело к тому, что после двух курсов обучения Ю.М. Буцко ушел из МГПИ им. В.И. Ленина и поступил на композиторский факультет Музыкального училища им. Октябрьской революции.
С 1957 по 1961 гг. Юрий Буцко учился на дирижерско-хоровом факультете Музыкального училища им. Октябрьской революции. Окончив училище, он в 23 года решил стать студентом Московской консерватории – и, обладая самобытным дарованием, был принят в Alma Mater российских музыкантов. В течение 1961-1966 гг. Буцко окончил хоровой факультет, а затем теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс композиции профессора Сергея Артемьевича Баласаняна). Ю.М. Буцко – из замечательной плеяды композиторов, которые учились у выдающегося педагога Василия Михайловича Шатерникова (класс фортепиано). Среди них – Р.К. Шедрин, А.Г. Шнитке, К.С. Хачатурян. В 1959-1962 гг. Юрий Буцко работал концертмейстером Дома пионеров Кировского района, с 1966 г. преподавал теоретические предметы в Музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова. В 1968 г. Ю.М. Буцко окончил аспирантуру Московской консерватории, с этого года он – профессор Московской консерватории на кафедре композиции, ведет класс инструментовки и чтения партитур. В 2013 г. Ю.М. Буцко оставил преподавание в звании профессора кафедры инструментовки композиторского факультета Московской консерватории.
В 1968 г., когда молодой композитор окончил аспирантуру Московской консерватории, им было написано уже более 20 сочинений. Первые же произведения Буцко, получившие известность, появились еще в консерваторские годы. Они были связаны с продолжением традиций русской музыкальной классики, в особенности М.П. Мусоргского – моноопера «Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф.М. Достоевскому. Опера «Белые ночи» имела значительный резонанс в музыкальном мире – она поражала неординарностью музыкального языка. Последовало наказание –студент на два месяца был отлучен от занятий. За него вступились крупные музыканты – пианистки Мария Гринберг и Мария Юдина, дирижер Кирилл Кондрашин, теоретик, профессор Теодор Мюллер, а также звонил, брал партитуру Дмитрий Шостакович – и Юрия Буцко вернули в родные стены. Однако поставить оперу в России так и не удалось. Готовили телепоказ, но запретила цензура. «Белые ночи» поставили в Дрездене, в Театре Гарри Купфера – успех был ошеломляющим. «Я был счастлив, – вспоминал композитор, – Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь город у моих ног».
Ю.М. Буцко много ездил в фольклорные экспедиции. Русский фольклор – один из родников, питающих его музыку. Ряд сочинений композитора 1960-1970-х гг. связан с так называемой «новой фольклорной волной» в русской музыке: кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (премьера была сыграна в 2019 г.). Самое крупное произведение этого стиля – «Полифонический концерт. В последние десятилетия творчества Ю.М. Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Наиболее значительные – оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и «Канон Ангелу Грозному» (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля.
Начиная со второй половины 1960-х и до середины 1980-х гг. Буцко много работал в театре и в кино, в частности: в Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.); в Театре им. Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.); на студии «Мосфильм» (13-серийный фильм «Хождение по мукам» по роману А.Н. Толстого, некоторые сцены которого снимались в стенах Главного корпуса МГПИ им. В.И. Ленина, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием Владимира Маяковского и др.).
Сочинения Ю.М. Буцко: моноопера «Записки сумасшедшего» (по Н. Гоголю, 1964); опера «Белые ночи» (по Ф. Достоевскому, 1967); для солистов, хора и оркестра кантата «Свадебные песни» (слова народные, 1966); оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (1968); для хора и симфонического оркестра кантата «Вечерок» (слова народные, 1962); для меццо-сопрано и оркестра «Две сказки» (слова И. Бунина, 1966); для оркестра 2 симфонии (1968); для фортепьяно с оркестром 2 концерта (1967); для виолончели с оркестром концерт (1968); для камерного оркестра «Дивертисмент» (1966); для фортепьяно и камерного оркестра концерт (1965); для струнного оркестра симфониетта (1966); для органа, клавесина, фортепьяно и челесты «Полифонический концерт» (1970); квартет ( 1963); для фортепьяно «Русская сюита» (1961); Токката и 6 этюдов (1964), Партита (1965), цикл Пасторали (1966); для органа пьесы (1969); для хора с фортепьяно кантата «Ода революции» (слова В. Маяковского, 1965); 6 хоров «Невеста» (слова народные, 1961); хоры на стихи революционных поэтов (1969); хоры для детей; для голоса с фортепьяно циклы на стихи А. Блока из поэмы «Двенадцать» (1963), на стихи В. Ходасевича; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.
Ю.М. Буцко написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино – вся она пронизана любовью к русской культуре и ее традициям: «Я должен быть доступен, хочу быть понятым своей страной…» (Буцко Ю. Отдать России всю мою работу, мою жизнь // «Музыкальная жизнь», 1999, №4). Будучи человеком исключительной искренности и гуманности, композитор никогда не принимал любого подавления личности – и все больше писал музыку на религиозные темы. Юрий Буцко в программе радио «Орфей» (15.08.2012): «Я понимал со временем – чем дольше жил и работал – что с моим бедным Отечеством беда. Тогда я стал ортодоксальным русским. Я не был изначально таким. Но постепенно я сужал свои поиски только до пределов той страны, в которой я живу и которой приходится трудней всего. Я – русский. Я хочу быть русским, говорить на русском языке с русским человеком…». Ю.М. Буцко является одной из ключевых фигур русской музыки второй половины XX века. Музыканты называют его русским Бахом. Некоторые сочинения композитора (в том числе крупной формы) на сегодняшний день остаются неисполненными и неизданными.
Юрий Маркович Буцко скончался 25 апреля 2015 г. (76 лет) в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (5 уч.).
13 мая 2023 г., когда исполнилось 8 лет со дня его смерти, память композитора почтили концертом в мемориальном музее-квартире Сергея Прокофьева на камергерском переулке. Прозвучали премьеры, а также уже полюбившиеся слушателям сочинения замечательного русского композитора.
А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ