
5 августа 1905 года в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи в бедной крестьянской семье родился Артём Иванович Микоян — советский авиаконструктор. Младший брат Анастаса Ивановича Микояна — крупного государственного деятеля СССР.
Трудовую деятельность начал в 1923 году в Ростове-на-Дону на заводе «Красный Аксай» учеником токаря. В 1925-м переехал в Москву, работал токарем на заводе «Динамо», а в сентябре 1927-го был направлен уже как секретарь партийного комитета Октябрьского трамвайного депо.
Свою жизнь с авиацией связал в 1931 году, когда был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию РККА им. Н.Е. Жуковского. В 1937-м успешно окончил инженерный факультет. Будучи студентом, вместе с группой однокурсников создал свою первую конструкцию — авиетку (небольшой самолёт с маломощным мотором) «Октябрёнок».
По окончании академии был назначен военным представителем на Государственный авиазавод №1 (ГАЗ №1). В 1939 году на завод было переведено Конструкторское бюро (КБ) Николая Николаевича Поликарпова. Микояну, зарекомендовавшему себя первоклассным специалистом, поручили контролировать разработку истребителя И-153.
В том же 1939-м из состава КБ Поликарпова была выделена часть подразделений и организован новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого был назначен Микоян. Также ему был передан проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1).
8 декабря 1939 года был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ №1. Этот день считается днём образования КБ им. А.И. Микояна.
Под руководством Микояна в 1940-1945 годах было разработано 15 самолётов с высокими лётно-техническими характеристиками, в том числе истребители МиГ-1 и МиГ-3, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Наилучшие результаты в ходе испытаний показали высотный истребитель-перехватчик И-224 (1944), поднявшийся на высоту 14,1 тысячи метров, истребитель И-225 (1944), показавший максимальную скорость 726 километров в час, а также И-250 (1945), достигший скорости 820 километров в час.
В послевоенное время массовое признание получил сверхзвуковой истребитель МиГ-21, первая модификация которого была создана в 1958 году. МиГ-21 стал одним из самых знаменитых истребителей в мире. На его модификациях было установлено 24 мировых рекорда. Он выпускался более 30 лет во многих версиях, состоял на вооружении 49 стран и участвовал во многих военных конфликтах. В СССР было построено 10 616 этих самолётов.
В 1960-х годах был создан принципиально новый самолёт, способный летать на высоте 20 километров со скоростью 3 тысячи километров в час. Это был высотный истребитель-перехватчик МиГ-25П.
В конце 1960-х годов началось создание истребителя четвёртого поколения. Конструкторские инновации придали новому МиГ-29 высокую маневренность, а мощные новые двигатели — высокую тяговооружённость.
Микояновская школа самолетостроения совершенствуется и в настоящее время. Так, новый лёгкий многофункциональный истребитель МиГ-35 способен решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях, а также вести действия в конфликтах высокой интенсивности.
За 80 лет существования ОКБ им. А.И. Микояна было разработано около 450 проектов боевых самолётов, из которых 170 воплощены в жизнь, а 94 машины производились серийно. Всего на отечественных заводах было построено порядка 45 тысяч самолётов «МиГ», из которых 11 тысяч поставлены на экспорт более чем в 50 стран мира. За рубежом по лицензии выпущено более 14 тысяч истребителей «МиГ». На самолётах «МиГ» установлено 110 мировых рекордов (в том числе 9 абсолютных и 18 женских).
Освоение первых сверхзвуковых самолётов в серийном производстве, преодоление теплового барьера, бортовые радиолокационные станции и радары с фазированной антенной решеткой на истребителях, реализация концепции разведывательно-ударного комплекса, орбитальный самолет — далеко не полный список научных и технологических достижений Артёма Ивановича Микояна, навсегда опередивших своё время.


