Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Русским педагогам следует бороться за истинно образовательную школу, достойную великой культуры России»

Новости

28 апреля 2022 г. исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского психолога, ученого и педагога, философа, логика,  профессора Московских высших женских курсов Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936).

Г.И. Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г. в Мариуполе, в мещанской семье. Среднее образование получил в приходском училище, затем в Александровской гимназии. После окончания гимназии с золотой медалью в 1883 г. юноша поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одес­се.

Историко-филологические факультеты готовили гуманитариев широкого профиля, обеспечивая им солидную подготовку по различным областям науки и культуры. Среди прочих дисциплин студентам преподавалась и психология. В Новороссийском университете курс психологии читал известный философ, логик и психолог Н.Я. Грот, заведовавший кафедрой философии. Именно он и оказал особое влияние на Челпанова, пробудив у него интерес к психологии. Николая Яковлевича Грота, а также Вильгельма Максимилиана Вундта, у которого Челпанов также впоследствии учился, он до конца жизни считал своими главными наставниками.

После окончания университета в 1887 г. с золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля» Георгий Челпанов был прикомандирован для подготовки к профессорскому званию к кафедре философии Московского университета, куда в 1886 г. перешел работать его научный руководитель Н.Я. Грот. В 1890 г. Челпанов сдал магистерские экзамены, получил должность приват-доцента и стал читать лекции по психологии и вести занятия по общей педагогике в Московском университете. Проработав два года, Георгий Челпанов в 1892 г. перешел в Киевский университет Святого Владимира, где быстро завоевал популярность как прекрасный педагог и лектор.

В мае 1897 г.  молодой ученый защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета магистерскую диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 1. Представление пространства с точки зрения психологии» (оппонентами на защите выступали Н.Я. Грот и Л.М. Лопатин), за что был удостоен степени магистра философии и получил должность профессора Киевского университета. За подготовленный «Учебник психологии» он был удостоен Макарьевской премии. Вторую часть фундаментального труда «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии» Челпанов защитил в 1904 г. с присуждением степени доктора философии. Статьи по психологии и философии ученый помещал в журналах «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских университетских известиях».

Первая командировка Г.И. Челпанова за рубеж (1897-1898 учебный год) продлилась пять месяцев. В течение этого времени он слушал лекции ведущих мировых ученых Э. Дюбуа-Реймона и Э. Геринга, К. Штумфа и В. Вундта. Воодушевленный примером основоположников экспериментальной психологии, Челпанов по возвращении в Киев начал читать курсы по теории познания, учения о пространстве. Он организовал при кафедре философии психологический «семинарий», в котором студенты знакомились с психологической литературой и методами исследования душевной жизни. Членами семинария студенты становились после успешного прохождения предварительного испытания (психология, немецкий язык, сдача реферата). Семинарий стал важным инструментом в подготовке высококвалифицированных специалистов по философии и психологии. В нем начинали свою научную деятельность такие видные представители отечественной психологической науки, как Г.Г. Шпет, В.В. Зеньковский и П.П. Блонский. Сам Георгий Иванович Челпанов в Киевском университете сформировался как ученый, преподаватель и организатор.

В 1906 г. Г.И. Челпанов получил предложение возглавить кафедру философии в Московском университете и организовать преподавание философских дисциплин на историко-филологическом факультете по новому учебному плану, предусматривающему введение специальности «философия». С осени 1907 г. Челпанов стал читать в Московском университете курсы «Введение в философию» и «Психология», вел семинары по психологии (теоретической и экспериментальной) и по новой истории. Со следующего года он стал читать и курс логики. В свое время студент Московского университета С.Е. Трубецкой (сын Е.Н. Трубецкого и племянник С.Н. Трубецкого) вспоминал: «Всего больше мне приходилось работать в семинарах у профессоров Г.И. Челпанова и Л.М. Лопатина. Первый был скорее хороший педагог, чем ценный ученый; он технически прекрасно вел занятия (особенно помню его семинар по экспериментальной психологии)».

В начале ХХ века Георгий Иванович Челпанов был одной из центральных фигур в научной жизни Москвы. В его доме собирались многие видные представители московской научной интеллигенции. Н.А. Бердяев, вспоминая свои студенческие годы, в автобиографии писал: «Из представителей академической профессорской философии я еще на первом курсе университета имел близкое общение с Г.И. Челпановым, популярным профессором философии, который с большим успехом читал курс по критике материализма. У него собирались по субботам, я часто у него бывал и мы вели длинные специально философские разговоры. Эти разговоры были мне полезны, я выходил из замкнутости своей мысли. Политически мы расходились, но это было не важно. Челпанов был в философии прежде всего педагогом. Но он был очень живой человек, всем интересовавшийся, он был для того времени новым типом профессора». Челпанов принимал живое участие в работе Московского психологического общества, товарищем председателя которого являлся. Многие его статьи публиковались в психологических и философских журналах.

В московский период жизни Г.И.  Челпанова еще более развернулся его педагогический и организаторский талант. Психологический семинарий ученый решил продолжать и в Москве. Постепенно все больший вес в этих семинариях стали приобретать практические экспериментальные работы, требовавшие соответствующего лабораторного оборудования, которое не на что было приобретать и негде было устанавливать. Первоначально семинарий располагался в трех комнатах. Когда число участников достигло 40, остро встал вопрос о новом помещении. К счастью, среди учеников оказался сын владельца художественной галереи Сергея Ивановича Щукина, который пожертвовал средства на строительство и оборудование Психологического института, с условием, чтобы институт носил имя его покойной супруги Лидии Григорьевны Щукиной (она серьезно увлекалась психологией), и он должен быть построен на территории Московского университета. Уже в 1912 г. занятия психологического семинария Челпанов стал проводить в здании только что построенного института.

5 апреля 1914 г. состоялось торжественное открытие Психологического института имени Л.Г. Щукиной (ныне Психологический институт Российской академии наук). Г.И. Челпанов стал его директором, оставаясь одновременно и заведующим кафедрой философии. Сразу же развернулись исследования в различных областях психологической науки. Большое внимание уделялось разработке теоретических проблем. Большое значение Челпанов придавал  подбору кадров, стремясь собрать под крышей института талантливых ученых. Он пригласил в институт К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, Н.А. Рыбникова, В.М. Экземплярского, Б.Н. Северного и других, ставших впоследствии известными психологами. Уже после революции он предложил работу в институте А.Н. Леонтьеву и А.А. Смирному. Советский психолог и историк отечественной науки М.Г. Ярошевский в своей книге «История психологии» отмечал: «Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире». В 1917 г. институт начал издавать печатный орган «Психологическое обозрение» под редакцией Челпанова и Шпета. Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова «Об аналитическом методе в психологии», в которой он излагал свой подход к психологическому эксперименту.

Педагогическая деятельность Георгия Ивановича в период 1907-1917 гг. не ограничивалась кафедрой философии и институтом психологии. Он преподавал на Московский высших женских курсах, в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина, читал лекции в Московском Коммерческом институте, издавал учебники и учебные пособия. Ученый активно работал в Московском психологическом обществе, принимал участие в различных научных съездах по психологии и педагогике. В 1917 г. в России был создан Государственный комитет для реформы школы на демократической основе. В разработанном проекте реформы в целях демократизации образования, доступности его широким народным массам предлагалось утвердить единый тип школы. Из учебного плана гимназии устранялось изучение латинского и греческого языков, а изучение новых языков становилось необязательным. Центр тяжести образования предлагалось перенести на естественные науки. Переход из низшей ступени в высшую должен был осуществляться не на основе конкурса, а путем жеребьевки. Предусматривалась полная децентрализация школьного управления, участие в управлении школой родительских комитетов и учащихся.

Критиком проекта выступил Г.И. Челпанов: «Составители проекта новой средней школы для России думали о ней не как о государстве, которое должно вести международное культурное состязание, а как о какой-нибудь колонии. По странной иронии судьбы о демократической школе для России хлопочут люди, которые неспособны подняться выше бюрократических приемов мышления. Русским педагогам следует бороться за истинно образовательную школу, достойную великой культуры России». Большое внимание ученый уделял вопросу соотношения психологии и педагогики. Отмечая необходимость для учителей психологических знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения экспериментальных методов в педагогическую практику.

За 1907-1917 гг. Георгий Иванович опубликовал не менее 50 статей, рецензий, заметок по вопросам психологии, философии, педагогики. Изданные им учебники пользовались широкой популярностью и выдержали многочисленные переиздания: «Психология» в 1919 г. вышла в свет 15-м изданием, «Логика» в том же году – 10-м, «Введение в философию» в 1918 г. – 7-м издании.  Челпанов организовал в 1917 г. и выпускал в течение двух лет журнал «Психологическое обозрение». Он – автор трудов: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности». Ч. 1, 2. (1896, 1904. Ч. 1 – магистерская диссертация, ч. 2 – докторская); «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе» (1900, 1994); «Введение в философию» (1905); «Учебник логики» (1906); «Элементарный курс философии» (1906); «Введение в экспериментальную психологию» (1915); «Спинозизм и материализм. (Итоги полемики о марксизме в психологии)» (1927); «Психология. Философия. Образование» (М., Воронеж, 1999). Последняя брошюра Г.И. Челпанова, которой он сам дал подзаголовок «К итогам полемики о марксизме в психологии», была опубликована в 1927 г.

В 1920-е гг. в ходе дискуссии о предмете социальной психологии Челпанов предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Он проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований. Задачи психологического исследования ученый видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения. Научно-теоретические идеи Г.И. Челпанова, связанные с его отрицательным отношением к требованию перестроить психологию на основе марксизма, стали причиной смещения его в 1923 г. с поста директора созданного им Психологического института и увольнения, как не способного вести преподавание и исследования с марксистских позиций, из Московского университета, в котором он еще в 1917 г. был удостоен почетного звания Заслуженного профессора. Инициаторами ухода Челпанова стали его бывшие ученики и сотрудники, в том числе К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, выступавшие за перестройку психологии на основе марксизма.

Философские взгляды ученого Г.И. Челпанова были действительно далеки от марксизма, хотя он и старался доказывать все эти годы, что психология – наука о сознании  и не должна зависеть от каких-либо философских ориентаций. Вместе с тем Челпанов всегда подчеркивал тесную связь психологии и философии и говорил о зависимости решения психологических проблем от философских взглядов исследователя. В своей известной книге «Мозг и душа», представляющей собой ряд публичных лекций, прочитанных в Киеве в 1898-99 гг., автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Уже в этой работе Челпанов подчеркивал, что психические явления можно исследовать чисто эмпирическими методами, однако решение вопроса о душе, о духовной субстанции относится к области метафизики и без определенных философских взглядов решать его невозможно. Книга вышла в свет в 1900 г. и выдержала 6 изданий. Известный ученый В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал работу «Мозг и душа» как «лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма».

Последние годы жизни оказались для Георгия Ивановича временем материальных лишений, болезней и тяжелейших личных утрат. Лишенный возможности продолжать педагогическую и научную деятельность Г.И. Челпанов работал в Государственной академии художественных наук (1921-1930), вице-президентом которой был Г.Г. Шпет, а после ее ликвидации остался без работы и почти без средств к существованию. Ученому было запрещено читать публичные лекции и издавать свои работы. Из московских учеников только Г.Г. Шпет изредка заходил к нему и хоть немного старался помочь. Георгий Иванович жил в одиночестве. В 1930-е гг. одна из его дочерей умерла, а другая навсегда уехала во Францию. В 1934 г. был арестован по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР» его сын, филолог-германист Александр Георгиевич Челпанов. Всего по делу проходило 140 человек, в том числе Г.Г. Шпет. Вскоре умерла внучка Г.И. Челпанова. В 1935 г. Г.Г. Шпет и А.Г. Челпанов были расстреляны. Уже тяжело болевшему Георгию Ивановичу так и не решились сообщить о гибели сына.

Выдающийся ученый-психолог  Георгий Иванович Челпанов скончался 13 февраля 1936 г. в Москве, на 73 году жизни. Похоронен  на Ваганьковском кладбище.

На смерть Г.И. Челпанова откликнулась лишь русская эмигрантская пресса (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский). Известный философ В.В. Зеньковский писал, что Челпанов «боролся с научным легкомыслием и поверхностностью… с исключительной энергией. Он защищал интересы не только более углубленного подхода к вопросам, но и интересы философии… В духовном складе Г.И. Челпанова была вообще поразительная честность… Эта честность, эта духовная правдивость с самим собой, не мешая его широте, его педагогической заботливости и вниманию, определяла его моральные взгляды на конкретные проблемы жизни».

Осмысление места Г.И. Челпанова в отечественной психологии и философии прошло долгий путь – от полного забвения (в 1920-е – 1950-е гг. его работы не цитировались и тем более не изучались в отечественной историографии), до постепенного освоения как его наследия, так и фактов биографии. В 1990-е гг. началось переиздание книг Челпанова. В 1994 г. был переиздан его известный «Учебник логики», в том же году была переиздана знаменитая книга «Мозг и душа».

Георгий Иванович Челпанов сыграл выдающуюся  роль в становлении российской психологии. Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все выдающиеся психологи нашей страны, которые стояли у истоков отечественной психологической науки.

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

С.Д. Половецкий, Институт истории и политики МПГУ.

28 / 04 / 2022

Показать обсуждение