13 июня 2021 г. исполнилось 166 лет со дня рождения видного русского философа и психолога, одного из создателей первой в России системы теоретической философии, заслуженного профессора Московского университета, профессора МВЖК Льва Михайловича Лопатина.
Л.М. Лопатин родился 1 (13) июня 1855 г. в Москве, в дворянской семье. Род Лопатиных известен с начала XVI в. Прямой предок Лопатина Юрий Матвеевич был записан вместе с братом в число «избранной тысячи» дворян Ивана Грозного. Отец Льва Лопатина Михаил Николаевич – выпускник юридического факультета Московского университета, известный юрист и судья, деятель первых пореформенных судов, публицист. Мать Екатерина Львовна Лопатина, урожденная Чебышева, была сестрой известного математика П.Л. Чебышева, который был крестным отцом мальчика. В дружной семье было четверо детей. Старший сын Николай, по образованию юрист, был известен как собиратель, исполнитель и издатель русских народных песен. Александр и Владимир служили в судах. Все братья были наделены актерским талантом, а дочь Екатерина, окончив МВЖК, пробовала свои силы как писательница.
Детство Льва прошло в доме купца Яковлева в Нащокинском переулке. В 1872 г. семья переехало в собственный двухэтажный дом № 15 по Гагаринскому переулку, в прошлом принадлежащий декабристу В.И. Штейнгелю. Дом Лопатиных приобрел в Москве известность благодаря проводимым в нем частным собраниям, так называемым лопатинским «средам». Глава семьи М.Н. Лопатин поддерживал дружеские отношения со многими выдающимися людьми своего времени. Каждую среду по вечерам в его гостеприимном доме собирались на ужин представители научной и творческой интеллигенции. Здесь можно было встретить таких людей, как С.М. Соловьев, И.Е. Забелин, И.С. Аксаков, Д.Ф. Самарин, А.Ф. Писемский, А.И. Кошелев, Н.П. Гиляров-Платонов, С.А. Юрьев, Л.И. Поливанов, В.И. Герье, В.О. Ключевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Стасов, Антокольский, Щепкин, Мочалов, Садовский, Мамонтов, братья Жемчужниковы, Плещеев, Поливанов, Кони, Бунин и многие другие.
Сюда приходили обменяться новостями, мнениями, послушать новые литературные и музыкальные произведения, поспорить на научные и общественно-политические темы. В этой старомосковской, славянофильской среде происходило становление взглядов и жизненных идеалов Льва Лопатина. Много дало юному Лопатину общение с С.А. Юрьевым, в беседах с которым он почерпнул свои первые философские уроки.
Тесные отношения связывали семью Лопатиных с семьями С.М. Соловьева и Л.Н. Толстого. С детских лет Льва Лопатина связывала крепкая дружба с Владимиром Соловьевым. Они познакомились, когда Льву было 7, Владимиру 9 лет. Дачи их родителей в Покровском-Стрешневе были по соседству, затем они жили невдалеке друг от друга на Арбате. Е.М Лопатина вспоминала: «В воспитании обеих наших семей было много общего; огромное уважение к родителям, к деятельности и к миросозерцанию отцов, чувство постоянной заботы и опеки и потому недостаток самостоятельности, чрезвычайно высокий этический уровень жизни, незнание практической, материальной ее стороны, даже полное презрение к ней, и отсутствие систематического воспитания. Воспитывала не система, даже не лицо, а та умственная, духовная атмосфера, которой мы дышали. При всей заботе о детях и любви к ним, дети были как бы придатком к жизни родителей, и как-то само собой разумелось, что они должны быть хорошими, ибо должны походить на своих отцов».
По воспоминаниям Л.М. Лопатина, к своим 15 годам он сошелся с Владимиром Соловьевым на философском идеализме и в 17 лет стал его полным единомышленником. Однако в дальнейшем их философские пути разошлись: несмотря на влияние Соловьева, Лопатин не стал его последователем и выработал свое собственное учение, которое отстаивал до конца жизни. Дружба же двух философов сохранилась. Лопатину посвящены многие стихотворения Соловьева.
В 1868 г. Лев Лопатин поступил в 3-й класс 5-й московской гимназии Л.И. Поливанова. Интерес к философии проявился у него очень рано. Будучи гимназистом, юноша с увлечением читал Гегеля в оригинале. Круг его чтения составляли Декарт, Лейбниц, Юм, Кант, Шеллинг, Г. Спенсер и другие философы. Непосредственное влияние на Льва Лопатина оказали «блестящая плеяда людей сороковых годов» и преподаватели поливановской гимназии – сам Л.И. Поливанов и Н.И. Шишкин. В 1875 г. Лопатин окончил гимназию. По инициативе родителей и Вл. Соловьева выпускники гимназии – братья Лопатины, АА Венкстерн, М.Е. и В.Е. Гиацинтовы и др. создали знаменитый в Москве кружок «шекспиристов». Первая репетиция постановки «Гамлета» состоялась 3 декабря 1875 г. Лучшей ролью Льва из тех, что он играл в Шекспировском кружке, была роль Яго из «Отелло». До 1885 г. Лопатин принимал участие в «шекспиристском» кружке, впоследствии состоял членом Московского отделения театрального комитета при Дирекции императорских театров и редакционного комитета московского Малого театра.
В 1875 г. Лев Лопатин поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился он у профессора М.М. Троицкого, приверженца английского эмпиризма и ассоцианизма, который вместе с В.С. Соловьевым возглавили кафедру философии после смерти П.Д. Юркевича. После окончания университета в 1879 г. Лев Лопатин был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, однако это случилось не сразу. Льву Михайловичу начал работать учителем русского языка в реальном училище, затем – учителем литературы и истории в Поливановской гимназии, в женской гимназии С.С. Арсеньевой.
В 1881 г. по приглашению профессора В.И. Герье Лопатин начал преподавать философию на историко-философском факультете Высших женских курсов. Вскоре, по настоятельной рекомендации и с помощью В.И. Герье Лопатину удалось вернуться на кафедру Московского университета. Сдав зимой 1883 г. магистерские экзамены, он начал читать лекции в университете, не оставляя преподавания на Высших Женских Курсах и в гимназиях.
В Московском университете Л.М. Лопатин проработал в общей сложности 35 лет – больше, чем кто-либо другой из дореволюционных преподавателей философии. Одновременно он продолжал читать лекции в двух гимназиях и на Высших женских курсах, где его преподавание продолжилось долгие годы. В мае 1886 г. Л.М. Лопатин защитил магистерскую диссертацию «Положительные задачи философии». В том же году кафедру философии возглавил профессор Н.Я. Грот, с которым у Л.М. Лопатина установились дружеские отношения. В октябре 1891 г. Лопатин успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности». В 1892 г. Лопатин был назначен профессором Московского университета.
За годы своей преподавательской деятельности Лев Михайлович Лопатин прочел множество лекционных курсов. Прежде всего, это курсы по истории древней и новой философии, выходившие в разные годы в виде литографированных изданий, а также курсы по античной культуре, о Платоне и Аристотеле, курс «Основные проблемы познания». Читал профессор и спецкурсы: «Европейская философия в текущем столетии»; «Философия Канта»; «Этика». В 1894 г. он начал читать новый курс «Введение в философию», с 1899 г. – курс психологии.
Особое впечатление производил его курс «Введение в психологию». Философ и богослов Н.С. Арсеньев вспоминал: «Убедительно, ясно, с сильной аргументацией и – вдохновенно – он говорил о правах духа, о реальности, исконной решающей реальности духа. В мысленном общении с Лопатиным на этих лекциях молодой человек входил в общение со страстным и добросовестным, и глубоко убедительным для мысли и захватывающим по силе нравственного подъема свидетельством о подлинном существовании духовного мира». Курсы Лопатина прослушали тысячи студентов, многие из которых впоследствии стали крупными мыслителями: философы П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, психолог П.П. Блонский, поэты В.Я. Брюсов и А. Белый и многие другие.
Литературная деятельность Л.М. Лопатина началась в 1881г. В «Русской мысли» была напечатана его первая статья «Опытное знание и философия», в 1883 г. – статья «Вера и знание». Основной труд ученого – «Положительные задачи философии» (1886-1891), в который вошли его магистерская и докторская диссертации. Среди других работ ученого: «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «История древней философии» (1901), «Психология. Лекции» (1902), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Философские характеристики и речи» (1911), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912), «Лекции по истории новой философии (до Канта)» (1914) и другие. Во всех своих работах, тщательно продуманных и отличавшихся обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении, ученый настаивал на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Лопатин по праву считается создателем первой в России системы теоретической философии.
Как ученый Лев Михайлович Лопатин отличался крайней самостоятельностью мышления. В философии он не был ничьим учеником, не примкнул ни к какой философской школе, последовательно развивая свое собственное мировоззрение. Известная русская меценатка, одна из представительниц религиозно-философского и культурного просвещения Маргарита Кирилловна Морозова (урожденная Мамонтова) вспоминала о Лопатине: «Его маленькая, худенькая фигурка всегда казалась какой-то беспомощной в висевшем на ней длинном черном сюртуке. Выделялась довольно крупная голова с сильно выпуклым открытым лбом, с длинными, закинутыми назад волосами и большой седой, заросшей бородой. Особенно привлекали вниманье его большие, умные, выразительные глаза с косматыми, нависшими на них бровями. Глаза эти очень внимательно смотрели и часто загорались огнем и даже сверкали гневом при каком-нибудь горячем споре. Спорил он с азартом, особенно когда затрагивалась близкая ему тема на каком-нибудь философском собрании».
Еще в 1885 г. при университете было основано Московское психологическое общество, которое Л.М. Лопатин возглавлял в течение многих лет (1899-1920). При обществе в 1889 г. начал издаваться журнал «Вопросы философии и психологии». В первые годы журнал выходил под редакцией Н.Я. Грота. В 1896 г., когда он оставил редакторство, Л.М. Лопатин вместе с В.П. Преображенским и С.Н. Трубецким стали соредакторами журнала. Из письма Л.М. Лопатина Б.Н. Чичерину (15 марта 1897 г.): «… Должен признаться, что я не столько действительный, сколько номинальный редактор, и журнал имеет нескольких руководителей (Н.Я. Грот, кн. С.Н. Трубецкой, В.П. Преображенский)».
Начиная с 1905 г. Лев Михайлович стал единственным и бессменным редактором журнала, вплоть до прекращения его издания в апреле 1918 г. Историк философии, филолог и переводчик Э.Л. Радлов, который был знаком с Лопатиным через В.С. Соловьева и братьев Трубецких, а также благодаря складывавшейся в России общности философской жизни, писал: «Жизнь ученого, занятого своей наукой и той работой, которая непосредственно связана с нею, т.е. редактирование журнала, руководительство ученым обществом, чтение лекций и печатание ученых работ. Такая жизнь не требует прямого участия во всех треволнениях политических и общественных событий и сосредоточивается главным образом в своем кабинете и в интимном кружке близких людей. Такова, как мне кажется, была жизнь Л.М. Лопатина».
Лев Михайлович Лопатин никогда не был женат. К женщинам он относился по-рыцарски, со многими из них состоял в задушевной дружбе, но связывать себя узами брака не хотел, боясь лишиться привычной свободы и независимости. После смерти родителей сестра Лопатина продала дом в Гагаринском переулке, однако Лев Михайлович сумел выхлопотать у новых хозяев свою комнату в мезонине. Жил философ очень скромно. Всю обстановку его маленькой комнаты составляли кровать, два стола и несколько стульев. Электричества Лопатины не завели, и философ работал при керосиновой лампе. На столе, заваленном книгами, он писал карандашом свои сочинения. На протяжении многих лет образ жизни ученого оставался неизменным: работал он по ночам, днем спал, а вставал во второй половине дня, из-за чего постоянно опаздывал на разные заседания. Опаздывал он также на лекции, которые читал, и уроки, которые вел, и эта привычка была предметом добродушных шуток его сослуживцев. По вечерам Лев Михайлович ездил на частные собрания, так называемые журфиксы, или просто в гости, где просиживал за беседой и чашкой чая до глубокой ночи. Здесь он нередко рассказывал свои страшные рассказы, на которые был большой мастер. Летом Лопатин обычно уезжал за границу или на Кавказ, чаще всего в Ессентуки, либо гостил на даче у кого-либо из своих друзей.
Лопатин искренне любил людей, умел разделять их горести и радости, к нему нередко обращались за советом и поддержкой. По утверждению младшего брата ученого, не было случая, чтобы Лев Михайлович отказал кому-либо в помощи. Ему были чужды самомнение, честолюбие и зависть. Требовательный к себе, Лопатин был снисходителен к окружающим – ни на кого не держал зла и легко прощал обиды. Особенно легко ему удавалось ладить с детьми. По воспоминаниям М.К. Морозовой, Лопатин, преподавая в гимназии, всем ученикам ставил пятерки. Если кто-то не отвечал урока, сердился и угрожал поставить четверку или спросить в следующий раз. По воспоминаниям А.И. Огнева, «как личность, Лев Михайлович представлялся человеком исключительного обаяния, которое невольно чувствовалось всеми. Основной чертой его духовного склада является безграничное благоволение ко всему живому. Полное любви, благожелательности и снисхождения созерцание бытия – вот основное, наиболее характерное для Льва Михайловича состояние его духа. Философия Лопатина немыслима без живого, полного любви и участия общения с людьми».
В 1911 г. Психологическое Общество торжественно отметило 30-летний юбилей научной деятельности Л.М. Лопатина. На состоявшемся 11 декабря торжественном заседании присутствовали представители почти всех ученых, просветительных и литературных обществ Москвы. Были зачитаны приветственные адреса от Московского психологического общества, Московского университета, Московских высших женских курсов, Общества любителей российской словесности, московских обществ: Испытателей природы, Невропатологов и психиатров, Математического, Юридического, Религиозно-философского, Московского литературно-художественного кружка, Женской гимназии С.А. Арсеньевой и Мужской гимназии Л.И. Поливанова, а также от товарищей по факультету, слушателей и слушательниц. С речами выступили профессора Г.И. Челпанов, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов и др. В выступлениях Л.М. Лопатина называли «одним из самых значительных представителей философской мысли в России», «выдающимся национальным мыслителем» и «рыцарем философии». К юбилею ученого был издан посвященный ему «Философский сборник». Был переиздан первый том «Положительных задач философии» Лопатина и опубликован сборник статей «Философские характеристики и речи».
12 января 1917 г., в Татьянин день, Л.М. Лопатин выступил на торжественном заседании Московского университета с актовой речью «Неотложные задачи современной мысли». В своей речи он указал на кризис европейской культуры, дал краткое изложение своей философской системы и особо остановился на вопросах о происхождении зла и бессмертии души. По существу, Лопатин подводил итоги своей философской деятельности и указывал новые пути развития философии. Речь Л.М. Лопатина, изданная в виде отдельной брошюры, произвела большое впечатление. По словам философа С.А. Аскольдова, она стала «лебединой песнью» ученого.
В последние месяцы 1919 г. Л.М. Лопатин был бодр и с оптимизмом смотрел в будущее. В ноябре он писал бывшей слушательнице Курсов профессора В.И. Герье, писательнице Надежде Петровне Корелиной: «Я убежден, что все происходящее нужно, что оно представляет болезненный и мучительный процесс возрождения человечества (да, человечества, а не одной России) от задавившей его всяческой неправды и что приведет он к хорошему, светлому и совсем новому». Однако физические силы ученого слабели.
В марте 1920 г. философ простудился и заболел гриппом, осложнившимся воспалением легких. 21 марта 1920 г. Лев Михайлович Лопатин скончался дома в Москве, в присутствии немногочисленных учеников и знакомых. По воспоминаниям А.И. Огнева, последними словами философа были: «Там все поймем». Ученый был похоронен в ограде Новодевичьего монастыря, рядом с могилой брата Николая и недалеко от могилы В.С. Соловьева. Ему были посвящены несколько некрологов и вышедшая в 1922 г. книга А.И. Огнева «Лев Михайлович Лопатин».
Лев Михайлович Лопатин оставил яркий след в развитии отечественной философии, в истории Московского педагогического государственного университета.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.