Участница проекта «С музыкой наедине» студентка пятого курса факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ рассказала о миссии музыки и поделилась сокровенным – рассказала, что есть для нее музыкальное искусство и от какой музыки ей хочется плакать.
– Татьяна, в какие моменты жизни вы обращаетесь к прослушиванию музыки, в том числе классической?
– Большинство музыкантов слышат музыку всегда, вне зависимости от какого-либо занятия, если это не исполнение, или специальное слушание, музыка звучит в голове 24/7. Ежеминутно в голове звучат фразы из музыкальных произведений. Целенаправленно стараюсь посещать хотя бы один живой концерт в неделю, в выходные слушаю и смотрю оперу, балет или симфонию. Два раза в день стабильно медитирую, в этом случае музыка, конечно, не классическая, но весьма аутентичная.
– Почему предпочитаете исполнение музыки прослушиванию?
– Исполнение музыки — это сакральный разговор с собой, автором, окружающим миром или слушателем. Когда есть что сказать – прекрасно, особенно когда это “сказанное” можно разделить еще с кем-то, исполнитель всегда тонко чувствует реакцию слушателей. Правда, если честно, я не могу сказать, что я отдаю предпочтение исполнению. Тут правильнее сказать, что по роду деятельности и по призванию мы должны исполнять музыку, вносить свои “флюиды” в общий эфир, нести культуру в массы, созерцать и творить. Конечно замечательно, когда получается что-то выучить и донести так, как это должно быть, но музыкальное наследие настолько велико, ценно и прекрасно, что большинство шедевров исполнить сложно, даже пройдя длинный жизненный путь. Поэтому и слушание музыки первостепенно. Есть сложные технические сочинения, которые исполнить пока не получается, а есть гениальные исполнители. Когда я слушаю своего любимого композитора А. Скрябина в исполнении В. Софроницкого, мне хочется плакать, и музыка великая, и исполнитель гениальный, никто так не играет.
– Что для вас музыкальное искусство?
– Высшая благодать. Возможность прикоснуться к чему-то чистому и прекрасному.
– Какая музыка заставляет слушателя переживать, а потом еще и рефлексировать?
— Это скорее зависит от самого слушателя, от его нутра, какая у него глубина и культура внутри. Кто-то может рефлексировать и от современной поп-музыки – гармонии понятные, сознание все «переваривает», слова простые и ясные, нет никакой философии, и они тоже будут правы. Но, наверное, наивысшая точка в музыке — это эпоха барокко, Бах и Букстехуде, Гендель. Все композиторы той эпохи писали музыку для создания аффекта и использовали для этого определенные музыкальные приемы. Любой из них заставляет переживать и сопереживать, эта эпоха была уникальной в этом понимании. Удивительной красоты музыка импрессионистов, от прослушивания музыки классиков и романтиков можно испытывать целую гамму эмоций и задавать множество «вечных» вопросов. На меня в свое время большое впечатление произвели сочинения А.Шенберга «Pierrot lunaire».”Ночной гаспар” М. Равеля, Мессы и Страсти Баха, весь Ф. Шопен, поздний А.Скрябин, О.Мессиан. Так же не следует забывать о народном фольклоре – от некоторых колыбельных Севера мурашки по коже, а некоторые спиричуэлы заставляют улыбаться, даже если речь идет о чем-то очень печальном.
– Когда вы исполняете музыку, вы больше говорите с собой, или с аудиторией? Что говорите себе? А слушателям?
– Глобальная задача одна и для исполнителя, и для слушателя – понять и правильно трактовать замысел автора. Если исполнитель хороший, он сможет это донести, а слушатель услышать. На самом деле, “миссия” музыки в этом мире гораздо серьезнее, чем принято это понимать в обыденности.
– Когда вы исполняете музыку, вы больше говорите с собой, или с аудиторией? Что говорите себе? А слушателям?
– Я стараюсь говорить с автором, а первостепенно с материей звуков. Разумеется, важной задачей для исполнителя является донести до слушателя что-то определенное, должен быть аффект. В этом плане мне очень импонируют лекции-концерты, когда есть возможность как-то направить слушателя и получить обратную связь.
– Почему стоит участвовать во флешмобе #наедине_с_музыкой?
— Это интересный, полезный и нужный проект с большим будущим. Для исполнителей это хорошая возможность поделиться своим опытом, искусством, умениями и в очередной раз сказать что-то важное, выполнить частичку своей миссии в этом мире. Для слушателей это уникальный шанс прикоснуться к прекрасному, расширять свои знания, совершенствоваться и приобщаться к культуре. Это духовный и нравственный рост.
Милана Салманова
Справка:
30 декабря Московский педагогический государственный университет запустил просветительский проект – серию музыкальных онлайн-программ «С музыкой наедине» на официальном сайте вуза. Проект разработали Управление протокольных мероприятий МПГУ совместно с Институтом изящных искусств и музыкальным факультетом. Проект родился в период пандемии, когда человеку все чаще приходилось оставаться в одиночестве, а музыканты оказались лишенные зрителей – с музыкой наедине. Его создатели предлагают поговорить о музыке, сыграть, послушать и приглашают к участию музыкантов.
Задача проекта – через серию музыкальных роликов и интервью познакомить любителей музыки с произведениями известных композиторов, продемонстрировать таланты среди студентов, преподавателей вуза. К проекту могут присоединиться другие исполнители, опубликовав видео с собственным исполнением музыкальной композицией и с хештегами #МузыкаМПГУ #вузмуз #смузыкойнаедине. Эти публикации продублируются в группах официальных соцсетей вуза.
Серию музыкальных программ открыл концерт камерного оркестра МПГУ Cantus firmus «Музыка в религиозно-философском контексте», проведенный совместно с лауреатом международного конкурса и солистом Большого театра Михаилом Дьяковом и юными музыкантами: скрипачкой Микаэллой Чугуновой, альтисткой Люсией Торосян, пианистом Марком Айканом и вокалистом Денисом Пшенисновом.