Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

“Самый философский мыслитель”: к 145-летию со дня рождения Семена Людвиговича Франка (1877-1950)

Новости

28 января 2022 г. исполняется 145 лет со дня рождения С.Л. Франка – выдающегося русского философа и религиозного мыслителя. В этот же день в 1853 г. родился его великий предшественник и духовный наставник В.С. Соловьев.

Протоиерей Василий Зеньковский, историк русской философии, писал, что среди мыслителей своего поколения Семен Франк был самым философским.:

Семен Людвигович Франк родился в Москве, в семье врача Людвига Семеновича Франка (1844-1882) – выпускника Московского университета, в качестве военного врача участвовавшего в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. За проявленную отвагу был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени и личного дворянства.

В детстве Семен Франк получил домашнее образование в семье своего деда, купца первой гильдии М.М. Россиянского, от которого внук воспринял интерес к философским проблемам религии.

В 1886-1892 гг. Семен Франк учился в Лазаревском институте восточных языков. Гимназию окончил в Нижнем Новгороде, принимал участие в деятельности марксистских кружков. В 1894 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, но государственные экзамены не сдавал. В 1899 г. за революционную деятельность был арестован и выслан из Москвы на два года без права проживания в университетских городах; уехал к родным в Нижний Новгород.

В 1901 г. П.Б. Струве привлек Франка к участию к изданию сборника «Проблемы идеализма». В нем, вместе со статьями Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Ф. Ольденбурга, Е.Н. и С.Н. Трубецких, других авторов, был опубликован первый философский труд С.Л. Франка «Ницше и любовь к дальнему».

Затем Франк уехал за границу, слушал в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах лекции по политической экономии и философии. Весной 1901 г. вернулся в Россию, сдал государственные экзамены в Казанском университете.

В основанном П.Б. Струве и издаваемом в 1902-1905 гг. журнале «Освобождение» С.Л. Франк являлся одним из его постоянных авторов. Среди сотрудничавших с журналом: В.И. Вернадский и Д.И. Шаховской, П.Н. Милюков и В. Д. Набоков, Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков, М. А. Волошин и В. Г. Короленко.

В 1903 г. Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.И. Вернадским, И.М. Гревсом, А.А. Корниловым, П.И. Новгородцевым, И.И. Петрункевичем, С.Н. Прокоповичем, П.Б. Струве, Д.И. Шаховским и другими видными представителями русской общественной мысли было учреждено движение «Союз освобождения», в деятельности которого С.Л. Франк принимал активное участие. Затем движение переросло в Конституционно-демократическую партию. Франк примыкал к ее правому крылу.

Отметим также участие С.Л. Франка в деятельности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, основанного в Москве в 1905-1906 гг. и прекратившего своего существование в 1918 г. Здесь с блестящими докладами выступали С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев. Среди содокладчиков, наряду с С.Л. Франком, были Андрей Белый, С.Н. Дурылин, В.В. Зеньковский, Вяч. Иванов, Г.А. Рачинский, В.П. Свенцицкий, П.А. Флоренский, П.П. Блонский (впоследствии профессор 2-го МГУ), С.И. Гессен, Н.С. Арсеньев, Лев Шестов и многие другие.

После сдачи магистерского экзамена Франк стал приват-доцентом Петербургского университета и в этом же году был принят в православие. В 1915 г. защитил магистерскую диссертацию «Предмет знания».   В 1917 г. возглавил историко-филологический факультет Саратовского университета, а в 1921 г. – кафедру философии в Московском университете.

10 августа 1922 г., столетие тому назад   были составлены списки пассажиров «философских пароходов», сопровождаемые краткими характеристиками.  «Франк Семен Людвигович. Профессор, философ-идеалист … противник реформы высшей школы. Правый кадет направления “Руль”. Несомненно вредный».

С.Л. Франк был выслан из России, в Берлине работал в Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым. В 1937 г. переселился во Францию. В сентябре 1945 г. Франк уезжает в Англию к детям и последние 5 лет своей жизни живет у своей дочери Натальи в Лондоне, работая над книгой «Реальность и человек». Скончался Франк 10 декабря 1950 г. от рака легких.

Жена  – Татьяна Сергеевна Франк (урожд. Барцева, 1886-1984), автор воспоминаний «Память сердца». Дети – Виктор, Василий, Алексей, Наталья. Племянники (сыновья брата Михаила Людвиговича Франка) – лауреат Нобелевской премии по физике Илья Михайлович Франк и биолог, академик АН СССР Глеб Михайлович Франк.

Франк – один из великих систематизаторов в области философии. Ему принадлежит стройная продуманная концепция, охватывающая логику, методологию, теорию познания, антропологию, этику, вопросы философии, эстетику и др. Кратко философию Франка определяют как «метафизику всеединства». Многие его идеи – продолжение и развитие философии В.С. Соловьева. В последней опубликованной при жизни С.Л. Франка статье «Духовное наследие Владимира Соловьева» (1950 г.) философ писал: «В учении о Богочеловечестве Соловьев первый в истории христианской мысли дает принципиальное, религиозно-догматическое обоснование тому, что можно назвать христианским гуманизмом».

В книге «Душа человека», которая потом не раз выходила на иностранных языках, включая японский, чешский, польский, немецкий, английский, Франк рассматривает вопрос о единстве духовной жизни. Основываясь на концепции всеединства, Франк отвергает представление об обществе как о простой совокупности различных субъектов, подчеркивает, что существование общества невозможно, если оно не основывается на единстве людей. Франк был убежден, что все общественные отношения, скрепляющие индивидов внутри общества, построены на религиозной деятельности, единении людей в процессе духовной практики.

Соборность по Франку возникает прежде всего в ядре общества, где человеческие «я» сливаются в единое «мы». Однако внутри него индивидуальность не стирается, так как соборность строится на любви, а любовь, по мнению Франка, может быть направлена только на индивидуальные, неповторимые черты. Важнейшим аспектом этого уровня общественных взаимодействий является религиозность, поскольку в религии будущее с прошлым живут в настоящем. Более того, любые социальные связи, по мнению Франка, берут свое начало в религии.

Безусловно, для нас важное значение имеют педагогические взгляды С.Л. Франка, в основе которых лежат идеи всеединства и соборности. Исходно-основополагающим компонентом обоснованной им педагогической системы является духовное воспитание, в результате которого человек становится именно тем, чем он себя осознает – свободно-разумной, творческой личностью. В самой тесной связи с духовным воспитанием находится нравственное воспитание, оно определяется С.Л. Франком как путь и способ формирования человека, способного к обретению добра и преодолению зла, как его внутренне саморазвитие и самосовершенствование. Также философ определяет нравственное воспитание человека как процесс всестороннего «живого познания» истины. Эстетическое воспитание – как способность восприятия многообразия красоты мира.

Весьма актуальными в условиях сложившейся современной обстановки в мире является развитие Франком теории о Богочеловечестве, необходимой для преодоления рокового раздора между двумя верами – верой в Бога и верой в человека, который столь характерен для европейской духовной жизни последних веков и ставший главным источником ее смуты и трагизма.

С.Д. Половецкий, Дирекция изучения истории МПГУ

28 / 01 / 2022

Показать обсуждение