15 марта 2019 года в 13:40 по местному времени в городе Крайстчерч[1], третьем по количеству жителей городе Новой Зеландии, произошел крупный террористический акт – в результате массового расстрела в мечети «Ан-Нур» и Исламском центре «Линвуд» сразу после дневной молитвы было убито 50 человек, еще 48 человек были госпитализированы.
В тот же день по обвинению в совершении теракта был арестован 28-летний австралиец Брентон Таррант. Сообщалось, что Таррант придерживается ультраправых взглядов, кроме того, за девять минут до нападения его 73-страничный манифест под названием «The Great Replacement: Towards a New Society» («Великое замещение: навстречу новому обществу») был отправлен тридцати респондентам, включая офис премьер-министра страны Джасинды Ардерн, а также опубликован в Твиттере и англоязычном имиджборже 8chan[2]. Само нападение Таррант транслировал на свою страницу в Facebook с помощью наголовной камеры.
Некоторые эксперты увидели в опубликованном манифесте отголоски, если не прямые связи, работы крайне правого французского автора Рено Камю, автора концепта «Великого замещения», конспирологической теории о геноциде в отношении белого христианского населения Европы. Ряд экспертов видит в новозеландской трагедии влияние событий в Норвегии, произошедших 22 июля 2011 года – напомним, тогда террорист Андерс Брейвик совершил двойной теракт: взорвал бомбу в правительственном квартале Осло, в результате чего погибли восемь человек и сотни получили ранения, и в этот же день устроил бойню на острове Утёйа, убив 69 и ранив 66 человек. Свои действия он объяснял протестом против мультикультурализма и «мусульманского вторжения».
После теракта были закрыты все мечети, а местная полиция призвала граждан воздержаться от их посещения до особого уведомления; мечети вновь открылись для посещения только 23 марта. Суд продлил содержание Тарранта под стражей до 5 апреля; вице-премьер Новой Зеландии Уинстон Питерс сообщил, что террорист будет приговорен к пожизненному сроку и проведёт остаток жизни в одиночной камере. Разница в совершенных преступлениях, в частности, состоит в том, что новозеландской полицией было первоначально задержано четверо человек (а не один, как в Норвегии), трое мужчин и одна женщина, то есть не сбрасывается со счетом возможность массового характера теракта.
Трагедия в Новой Зеландии приобрела мировой характер. На теракт отреагировали представители религиозных конфессий из разных стран, включая Россию. Отметим, что помимо соболезнований, в направленных обращениях можно увидеть солидарность религиозных сообществ друг с другом и акцент на этнокультурную принадлежность нападавшего и цели нападения. В частности, на это, естественно, обратили внимание представители мусульманской уммы.
Итак, личное письмо с соболезнованиями было направлено генерал-губернатору Новой Зеландии Пэтси Редди от имени Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В нём Патриарх обобщает идеологические особенности террористических действий:
«Какую бы риторику ни использовали террористы, их идеология является человеконенавистнической, а деяния – тяжким грехом, ибо никто не имеет права отнимать жизни у ни в чем не повинных людей»
Патриарх Кирилл
Свою солидарность с мусульманами после теракта выразил Папа Римский Франциск. Он заверил новозеландцев, и в особенности мусульманское сообщество страны, в своей сердечной солидарности в связи с этими нападениями. Об этом говорится в телеграмме госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина, текст которой опубликован на его странице в Twitter.
Письма с соболезнованиями также были направлены от еврейских общин Европы и России. В частности, в письме на имя премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн главный раввин России Берл Лазар призывает нас объединиться в борьбе с терроризмом и отказаться от какого-либо диалога с террористами:
«Наши сердца сегодня с родными погибших, наши молитвы – о выздоровлении раненых… Главный урок трагедии в Крайстчерче – в том, что всем нам надо, наконец, понять невозможность примирения с нелюдями, неприемлемость каких бы то ни было переговоров с экстремистскими организациями и режимами, недопустимость двойных стандартов в отношении террористов»
Берл Лазар
В свою очередь президент Совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт назвал теракт «немыслимым преступлением»:
«Те, кто нападают на невинных людей во время молитвы, совершают немыслимое преступление против Бога и против человечества»
Пинхас Гольдшмидт
Конечно, новозеландская трагедия вызвала яркую реакцию со стороны мусульман. Так, председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий Равиль Гайнутдин дал террористам подобного Брейвику и Тарранту типа меткое определение:
«Новые варвары прикрываются наследием европейской традиции, стремятся оправдать убийства какими-то политическими соображениями»
Равиль Гайнутдин
Осудили террористов и другие лидеры мусульман России. Первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов напомнил, что терроризм не имеет национальной и религиозной принадлежности, и его главной целью является разжигание конфликтов между людьми. По его словам, нападение было спровоцировано целым рядом обстоятельств. В частности речь идет о факторах, которые простираются от действий «политических сил» до «неуравновешенности людей»:
«На наш взгляд, это делается осознанно. Потому что пытаются через подобного рода теракты… наращивать неприязнь одной культуры по отношению к другой, одной религии по отношению к другой религии»
Рушан Аббясов
Инцидент в Новой Зеландии никого не оставил равнодушным, однако пока что мало кто вдумчиво анализирует причины теракта, а главное – перспективы предотвращения в будущем аналогичных трагедий. При этом многие эксперты и СМИ главной опасностью происшествия в Новой Зеландии называют возможность его повторения, то есть появления так называемых «последователей».
Марина Малафеева, Павел Костылев
[1] Административный центр новозеландского региона Кентербери, расположенного на Южном острове Новой Зеландии. В переводе с английского название города переводится как «церковь Христа».
[2] Портал еще 31 марта 2015 года внесен Роскомнадзором в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (http://eais.rkn.gov.ru/).