Прошедшие летние месяцы, несмотря на разгар отпусков, оказались весьма плодотворными для группы сотрудников кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ.
Доцентами кафедры ПА Н.Л. Кондратьевой, Е.С. Рычаговой, Е.П. Арнаутовой, ст. преподавателем И.Н. Воробьевой и ассистентом Е.В. Жуковой был разработан и начал реализовываться новый образовательный проект под девизом «Счастливые дети в Университете». Замысел проекта базируется на широкой интеграции различных направлений образовательной деятельности, а также субъектов образовательного процесса: детей и взрослых, в том числе родительского населения, преподавателей и студенческой молодежи. Прежде всего, сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства предпринимают попытку создать вариант интеграции психолого-педагогических основ отечественной системы дошкольного образования и сильных сторон педагогических подходов Марии Монтессори. Как известно, последние базируются на специально организованной предметной развивающей среде для самостоятельной детской деятельности, обладающей свойством автодидактизма. Под обозначенные цели в здании университета уже оборудованы помещения, созданы условия для занятий с детьми.
Центральным направлением проекта является реализация разработанной сотрудниками кафедры программы дошкольного образования «Плюс-Монтессори» для детей от 1 года до 7 лет. Данная программа представляет систему развивающих занятий с детьми по познанию окружающего мира, речи, литературы, музыки, математики, приобщению к изобразительному искусству, физической культуре, нацелена на формирование детско-взрослого сообщества. Среди методов работы также самостоятельное освоение каждым ребенком подготовленной предметной среды Монтессори-пространства под наблюдением квалифицированного педагога.
Другим аспектом реализации данного проекта стала разработка Программ разной образовательной направленности, в том числе для повышения квалификации по теме «Основы Монтессори-педагогики» для разных категорий слушателей. В планах проекта реализация досуговой программы для детей и взрослых «Семейные праздники». Среди целей такой программы пропаганда семейных ценностей, приобщение детей и взрослых к досуговым формам общения, связанным с Всероссийскими праздниками, памятными датами России, традициями народного календаря и др.
Одним из важных направлений проекта является разработка вариативной тематической образовательно-игровой программы для взрослых «Школа мотивированного родительства». В рамках программы молодым родителям предоставляется не только широкий выбор вариативной практики семейно-общественного воспитания и образования детей, но и поддержки разнообразных образовательных, консультативных, досуговых и иных актуальных потребностей современной семьи.
Среди значимых результатов летней работы сотрудников кафедры психологической антропологии над проектом важно выделить:
– структурирование предметного пространства в игровых залах Монтессори-центра для развивающих занятий по автономному расписанию и с учетом запросов родительского населения;
– анализ полученного первого опыта проведения ознакомительных занятий с детьми от 2 до 7 лет и их родителями в Монтессори-центре МПГУ;
– подготовка и распространение информационной рекламной продукции о проекте «Счастливые дети в Университете».
В середине лета с 27 по 30 июля 2017 в Праге проходил 28-й Международный конгресс «Дорога к миру», посвященный педагогике Марии Монтессори. Он проводится один раз в 4 года. В работе конгресса приняла участие Кондратьева Нина Леонидовна, доцент кафедры психологической антропологии Института детства. На пражском конгрессе более 1200 представителей из 81 страны мира рассматривали проблемы мировоззрения, семьи и образования, социализации и экологического единства.
Хочется надеяться, что обозначенная работа над проектом под девизом «Счастливые дети в Университете» станет хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов профессионального образовательного сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования – первой наиважнейшей ступени системы отечественного образования.