Выпускник и уже преподаватель Ставропольского филиала МПГУ Иван Викторович Крылов рассказал о том, как будучи студентом проходил вожатскую практику в знаменитом «Артеке».
– Что запомнилось на сменах в «Артеке» больше всего?
– Был я там лишь один раз, но сразу на двух сменах, в ноябре и декабре. Сейчас мне бы хотелось поехать еще, но возможности не представляется. Больше всего мне запомнились люди, которых я там повстречал. Если быть конкретным, то там я успел встретить других вожатых, с которыми взаимодействовал и практически каждый из них оказался просто замечательным человеком. Администрация лагеря помогала мне практически с любой моей просьбой делом или советом. Ну, и последними по списку, но первым по значению были дети из моего отряда, которые одним лишь своим присутствием сделали мои смены в «Артеке» просто незабываемыми.
– Каково быть вожатым в «Артеке»?
– Весело, интересно, ответственно. Весело, потому что так или иначе ты варишься в этой всей лагерной суете и нельзя, да и не возможно, это всё проходить на серьёзной ноте без того, чтобы не получать удовольствие от процесса. Интересно, потому что это был мой первый опыт в подобном деле, до этого я ни разу не сталкивался, ни с лагерной жизнью, ни тем более с ролью вожатого, это был бесценный опыт. Ответственно, потому что понимаешь, что именно от тебя как от вожатого зависит, как пройдёт смена у детей, поэтому стараешься подходить к делу с осознанием важности.
– Как смены в «Артеке» повлияли на Вашу профессиональную деятельность?
– Тогда я только начинал свою деятельность педагога и после смены стало куда легче взаимодействовать со студентами. Ведь если ты смог организовать деятельность отряда детей 11–13 лет в количестве 25 человек, то проводить занятия со студентами и подростками становится лёгким испытанием (не всегда, но зачастую).
– Как изменилось Ваше отношение к работе с детьми в ходе взаимодействия с воспитанниками «Артека»?
– Думаю этот опыт помог мне гораздо более детально понять то, как следует взаимодействовать с детьми чтобы завлечь их и заинтересовать в какой-то деятельности.
– Есть ли какие–либо особенные методики, которым обучают вожатых?
– Наверно самое главное чему учат вожатых, так это пониманию ответственности за то, как пройдёт смена у ребят, ведь только осознав это, вожатый понимает, как многое зависит от его действий и настроя. Таким образом «Артек» учит вожатых:
- Осознанию ответственности. Пониманию, что всё: от твоего настроения до решений напрямую влияет на детей и ход смены.
- Продумыванию последствий. Всегда оценивать, как твои слова и поступки отразятся на детях (их безопасности, настроении, развитии).
- Управлению своим состоянием. Уметь держать себя в руках, сохранять позитивный настрой и показывать детям хороший пример, даже когда трудно.
- Планированию с заботой о детях. Организовывать всё (мероприятия, режим) так, чтобы это было полезно, безопасно, в том числе психологически, и интересно каждому ребенку.
– Как в «Артеке» принимают креативные идеи и форматы мероприятий? Поощряют ли такую инициативу?
– Твой креатив всегда приветствуется, но с ним главное не переборщить и сделать так, чтобы всем понравилось, и детям, и администрации, ну, и тебе самому.
– Какое у Вас общее впечатление от «Артека»?
– Крайне положительное, иногда хочется вновь это испытать, и чтобы другие попробовали и побывали там, без разницы в роли кого, ребёнка или вожатого.
– Кто повлиял на Вас как на вожатого и педагога?
– Когда я оказался в «Артеке», то старался почерпнуть что-то у каждого встречающегося мне вожатого, какие-то приёмы, игры, методики. Сложно выделить кого-то одного из общего числа. Все они равномерно внесли свой вклад в то, чтобы научить меня, как быть вожатым. Тоже касается и того, кто на меня влиял и влияет как на педагога. Все мои коллеги с Кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала МПГУ так или иначе помогают мне становиться лучше с каждым днем, ведь я всегда стараюсь чему-то научиться у них. Не хочу выделять кого-то, они все влияют на меня и моё профессиональное становление.
– Придерживаетесь ли Вы какой–либо определённой методики, проводя занятия?
– Мне кажется что у педагога должен быть целый арсенал методик, которые следует применять в зависимости от ситуации. Говоря же о себе и своих занятиях, то я просто стараюсь сделать занятие интересным, понятным и практически полезным для студентов, это как по мне наиболее важно в нашем деле.
– Что бы Вы могли посоветовать тем, кто делает первые шаги в этой профессии?
Не бояться пробовать, ошибаться, спрашивать. Эти вещи, как и многие другие помогут стать лучше, как в личном плане, так и в профессиональном.
Если ничего не получится и пойдёт не так как вы думаете, то стоит не опускать руки, будут ещё возможности и варианты, главное двигаться дальше.
Питирим Смирнов,
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
Дирекция креативных программ
#Артек100