В соответствии с названием и тематикой секции, ее участники обсуждали, с одной стороны, почему так важно, чтобы у педагога было критическое мышление, с другой – что представляет из себя критическое мышление, в чем заключаются его характерные особенности и, главное, что могут сделать представители социально-гуманитарных дисциплин, философии для того, чтобы это мышление было у будущего педагога сформировано.
Модератор секции доктор философских наук, заведующая кафедрой философии ИСГО МПГУ Ирина Николаевна Грифцова в своем вступительном слове и докладе «Критическое мышление в системе педагогического образования» подчеркнула, что, по сути дела, формирование и развитие критического мышления является стратегической целью высшего образования, в первую очередь, педагогического. Она остановилась на двух важнейших установках критического мышления: 1) «хорошее» мышление должно осознаваться и каждым человеком, и обществом в целом в качестве одной из базовых ценностей; 2) что в таком случае его необходимо развивать, причем с раннего детства. Именно поэтому педагоги, работающие на всех уровнях образования, сами должны обладать навыками критического мышления. Соответственно, задача «воспитать воспитателя» – это, прежде всего, задача педагогических вузов. Особое внимание было уделено таким компетенциям критического мышления, как умение работать с понятиями и способность выстраивать стратегии рассуждений.
В своем выступлении «Методологический статус критического мышления в контексте научной коммуникации» второй модератор секции доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Вениаминовна Сорина проследила историю формирования критического мышления, показала, что становление философского знания в своей «технически – формальной» части неотделима от «критической техники», от теории и практики вопросно-ответных процедур. В докладе было также продемонстрировано, что сократовская техника оказания помощи в рождении мысли стала существенной частью формирования творческого начала и в системе образования, особенно педагогического, и в практике научной коммуникации, а в дальнейшем особенно ярко проявилась в философии образования И. Канта. Наконец, была проведена мысль о том, что необходимость овладения навыками критического мышления становится особенно очевидной в периоды кризисного, нестабильного состояния человеческого общества. Эта мысль была проиллюстрирована на примерах современной ситуации, связанной с пандемией.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии ИСГО МПГУ Виктор Николаевич Князев в докладе «Изучение философии как фактор формирования критического мышления» отметил необходимость формирования критического мышления в процессе обучения философскому знанию. Он подчеркнул, что сама природа философского знания такова, что оно личностно ориентировано, плюралистично и диалогично. Задача преподавателя философии состоит в создании условий для раскрытия душевных и интеллектуальных качеств студентов в векторе формирования креативности, самостоятельности мышления, толерантности и критичности.
Созвучным докладу В.Н. Князева прозвучало выступление кандидата философских наук, доцента кафедры философии ИСГО МПГУ Андрея Сергеевича Маслакова «Философский критицизм как феномен свободного мышления». В нем была поставлена проблема критицизма как имманентного свойства любой философской практики. Обосновывался тезис о том, что в решении своих собственных “философских” вопросов философия последовательно выступает как саморефлексия и, следовательно, самокритика мышления. Такая критика является самообнаружением мышления через себя самого перед самим собой. В этой связи университетский курс философии, с точки зрения автора, неизбежно становится школой самокритики мысли, а историко-философский материал непосредственным объектом для повседневной интеллектуальной практики. Внутри этой практики критическое мышление неизбежно обретает себя как свободное мышление.
Тему связи критического мышления со свободой продолжили доктор философских наук, профессор кафедры философии ИСГО МПГУ Галина Алексеевна Ермоленко и доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук МГПУ Сергей Борисович Кожевников в совместном докладе «Философская рефлексия в структуре когнитивных потребностей». На современном историко-философском материале и обращаясь к реальной социальной практике, авторы предложили интересный ракурс рассмотрения проблем критического мышления с точки зрения когнитивных потребностей человека, ценностей и смыслов. Критическое мышление, по мысли авторов доклада, также имеет и экзистенциальное измерение, поскольку помогает разоблачению господствующих социальных мифов и возвращает человеку свободу и ответственность. Сохранение свободного обмена словом предполагает личную ответственность участников социальных взаимодействий. Но возможна она только в условиях развития критического мышления и философской культуры.
Доклад кандидата философских наук, доцента кафедры философии ИСГО МПГУ Инны Викторовны Калмыковой «Системное и критическое мышление – категории универсальной компетенции ФГОС 3++» носил крайне актуальный характер, в нем были рассмотрены вопросы истории изменения категорий первой среди общекультурных (в ФГОС ВПО, ФГОС ВО) и универсальных компетенций (в ФГОС ВО 3++ с учетом проф.стандартов) на уровне бакалавриата и их дескрипторов. Продемонстрирована важность возвращения понятий анализа информации, постановки цели и выбора путей её достижения; показано, что при повышении уровня образования до аспирантуры конкретизируется формулировка компетенции применительно к оценке научных достижений аспиранта. Обоснована необходимость формирования и развития компетенции критического мышления на всех уровнях образования, в первую очередь, с помощью философии и логики, что, в то же время, не исключает участия в этом и других социально-гуманитарных дисциплин.
Екатерина Евгеньевна Луцькая, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии рассказала в своем выступлении «Развитие критического мышления студента в ходе освоения им курса общей социологии», как можно в процессе преподавания курса социологии формировать критическое мышление. Доклад вызвал большой интерес участников конференции, поскольку носил наглядный и практический характер, демонстрируя, что навыки критического мышления можно формировать не обязательно только в процессе изучения специальных дисциплин «Критическое мышление». «Логика», «Неформальная логика», но и встраивать в «тело» конкретных дисциплин.
Хотелось бы также отметить два очень интересных доклада, поступивших на секцию, авторы которых не смогли принять участие в ее заседании. Это доклад кандидата философских наук, доцента кафедры философии ИСГО МПГУ Светланы Борисовны Кондратьевой «Эвальд Васильевич Ильенков о роли школьного образования в формировании критического мышления учащихся», посвященный идеям выдающегося отечественного методолога и философа Э.В. Ильенкова, для которого проблематика мышления была одной из центральных на протяжении всей его творческой жизни. В докладе используется понятие Э.В. Ильенкова «нравственно чуткий учитель» для обсуждения того, как важно учителю уметь развивать мышление школьников, которые потом приходят в вузы, где без умения ставить вопросы, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения невозможно стать полноценным специалистом.
И совместный доклад Вячеслава Анатольевича Жаббарова, адьюнкта Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ России и Татьяны Александровны Кононовой, кандидата психологических наук, профессора кафедры военной педагогики и психологии того же института «Критическое мышление как универсальная компетенция педагога», удививший основной идеей и убеждением авторов в том, что критическое мышление крайне важно в такой, казалось бы, жестко выстроенной системе, где нет места сомнению, вопрошанию (атрибуты критического мышления), как армия. Авторы показывают, насколько необходимо критическое мышление педагогам, работающим в системе военного образования, и насколько важно их умение развить это мышление у курсантов.
В целом, работа секции носила творческий характер, проблемы, поднятые в выступлениях, вызвали заинтересованное обсуждение участников конференции, были приведены интересные кейсы, взятые из современной ситуации. Особенно следует отметить сложившееся во время заседания секции удивительное единство дискурса, в рамках которого выступали разные по своим, казалось бы, исходным интересам докладчики. В завершение был сделан общий вывод о необходимости вести активную и настойчивую работу по продвижению идеи о критическом мышлении как необходимой компетенции современного педагога, независимо от его предметной специфики.
Модератор секции – заведующая кафедрой философии ИСГО, доктор философских наук Ирина Николаевна Грифцова