Выступления участников секции в большинстве своем были посвящены углубленному рассмотрению особенностей влияния социально-гуманитарного знания на подготовку высококвалифицированных специалистов сферы образования и культуры, конкурентоспособных на рынке труда.
Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на секции, следует отметить:
- Роль социально-гуманитарных знаний в подготовке транспрофессионалов в сфере культуры и образования. Пржиленская Ирина Борисовна, д.соц.н., зав. кафедрой культурологии ИСГО МПГУ. Докладчик отметил, что усиление социогуманитарной направленности содержания образования приобщает обучающихся к знаниям, которые, наряду с подготовкой к конкретной профессии, позволяют легко освоить смежные или параллельные специальности. В условиях нарастания конкуренции в сфере культуры и образования, реализация транспрофессиональной модели образовательных программ позволяет решать задачи подготовки специалистов, динамично реагирующих на запросы рынка труда.
- Практика как механизм профессионального становления специалиста социокультурной сферы: возможности и риски. Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ. В докладе был обобщён и проанализирован опыт работы кафедры культурологии МПГУ по реализации практик. Ирина Александровна рассмотрела самые значимые возможности практики в процессе становления профессионалов социокультурной сферы, а также обозначила проблемы, возникающие в ходе организации и проведения практики обучающихся бакалавриата и магистратуры. Также были определены ключевые шаги по повышению эффективности практики студентов.
- Деятельность специалистов социокультурной сферы в период культурной революции в России. Бучкина Елена Александровна, канд. фил. наук, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ. На ярком фактическом материале был представлен анализ деятельности работников избы-читальни в период культурной революции. Феномен изб-читален как инструмента культурной политики получил в докладе доцента Бучкиной новое прочтение в рамках модели государства-архитектора Г. Шартрана и концепции «3-го места» как особого типа социокультурного пространства Р. Ольденбурга.
- Вестиментарные фэшн-тренды в контексте культуры конца XIX – начала ХХ в.: опыт включения в процесс преподавания МХК. Васильева Жанна Викторовна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ. В докладе были рассмотрены вопросы взаимодействия моды и сферы искусства в области репрезентации базовых эстетических установок. Жанна Викторовна показала, что при преподавании курса МХК и истории искусства необходимо учитывать трансформации в области вестиментарных трендов, выявляя закономерности изменения способа саморепрезентации в контексте различных проявлений художественной культуры конца XIX – начала XX веков.
- Ключевые сложности при продвижении музеев: работа над ошибками. Шевцова Анна Александровна, д.и.н., профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ. В докладе было отмечено, что при подготовке специалиста для социокультурной сферы особое внимание стоит уделять формированию навыков критического мышления и культуры работы с текстовой информацией. В докладе Анны Александровны были проанализированы моменты, традиционно вызывающие сложности при продвижении музейных продуктов в социальных сетях. На примерах из отечественной музейной практики, с большим юмором автор показала методические приемы работы с текстами музейных этикеток, экспликаций, описаний в каталогах, пресс-релизов и анонсов.
Участники секции отметили актуальность тем подготовленных докладов, их практическую ориентированность, научную значимость. По итогам докладов состоялась дискуссия, в ходе которой социально-гуманитарное образование было определено как значимая часть подготовки современных специалистов, поскольку оно задает систему универсальных ценностей, знаний и образцов поведения, влияющих на характер профессиональной деятельности. Это должно позволить выпускнику как можно быстрее и эффективно включиться в трудовую деятельность, удовлетворяя при этом запросы работодателя.
Принято решение о размещении докладов на сайте Конференции. С видеодокладами и текстами сообщений других участников четвертой секции можно ознакомиться на официальном канале конференции https://www.youtube.com/channel/UCYHjPYwweCJXcLPQslDe7IA и сайте конференции http://isgo.tilda.ws, а также на портале МПГУ.
Модератор секции профессор Ирина Борисовна Пржиленская