Доклады, прозвучавшие на заседании секции, были посвящены разным проблемам формирования идентичности средствами образования и просвещения. По мнению участников, если речь идет о вузе, а не о школе, более корректно употреблять термин «развитие идентичности», поскольку в вуз студенты приходят уже с более-менее сформированными позициями и установками. В ходе заседания состоялась оживленная дискуссия о роли воспитания в педагогическом процессе и принципиальной возможности воспитания взрослых субъектов педагогического процесса.
О необходимости включения элементов религиоведческих знаний в подготовку педагогов говорила Лариса Борисовна Михайлова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ИСГО МПГУ. Представляя возможное содержание религиоведческих дисциплин, докладчик выделила среди них основную и вариативную части, обратив внимание на важность предлагаемых курсов для формирования профессиональной компетентности современного педагога. По мнению Ларисы Борисовны, педагог должен уметь разговаривать с детьми о ценностях и смыслах, и, чем больше ученики доверяют учителю, тем больше вероятность того, что они захотят говорить с учителем о смысле жизни, о своих и чужих, о религии и прочих важных материях. При этом докладчик считает очень важным и при обучении в вузе, и позже – при трансляции полученных знаний при работе в школе сохранять светский подход: не стремиться к выявлению и обоснованию «истинной» религии или конфессии, не критиковать другие религии с позиций религиозного эксклюзивизма, не провозглашать идеи религиозного или мировоззренческого превосходства.
Олег Анатольевич Макаренко, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ посвятил свое выступление проблеме исламской идентичности и ее формирования в неисламской среде. Он представил опыт взаимодействия с исламскими организациями и рассказал об их опыте работы с молодежью, в том числе с теми молодыми людьми, которые приезжают в Россию из стран Центральной Азии. По мнению докладчика, проблемой на текущий момент является многоканальная система воздействия на исламскую молодежь, которая часто приводит к появлению в этой среде явлений экстремизма и некорректного толкования ислама. На прозвучавший в ходе дискуссии вопрос о возможности вклада исламских организаций в формирование российской гражданской идентичности молодых россиян Олег Анатольевич ответил утвердительно, однако обрисовал возникающие на данном направлении сложности, в том числе связанные с отсутствием четко выстроенной иерархии исламских организаций.
Заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук Елена Феликсовна Теплова в своем выступлении говорила о важности ценностного воспитания и роли в нем социально-гуманитарного образования. По мнению докладчика, социально-гуманитарные знания – это владение информацией об особенностях устройства общества, понимание действующих в нем законов и человеческой деятельности. Изучение сознания, общества и человека дает возможность организовывать свою деятельность, исходя из потребностей развития социума. Именно в этом заключается миссия и задача педагогики. Но современные молодые люди плохо знают отечественную историю и литературу, практически не знакомы с достижениями культуры и искусства. Философия, психология, юриспруденция и экономика интересуют их только в узком практическом плане. И именно социально-гуманитарное образование, по мнению Елены Феликсовны, способно раскрыть в человеке духовно-нравственный потенциал, помочь молодому специалисту понять и усвоить нравственные ценности, на основе которых он в дальнейшем будет строить свою профессиональную деятельность.
О роли экофилософии в формировании новых мировоззренческих подходов в образовании говорил доцент кафедры философии ИСГО МПГУ, кандидат философских наук Сергей Алексеевич Горохов. Он отметил важность развития экологического мышления обучающихся разного возраста и разных уровней образования, особенно в условиях современного мира, характеризующегося переходом к шестому технологическому укладу и фактором разыгравшейся пандемии. Экология в этих условиях из биологической науки, отражающей взаимодействие живых и неживых систем, переходит в мировоззренческую категорию взаимодействия человека, общества и окружающей среды. Сергей Алексеевич отметил, что в настоящее время в образовательной среде нет единого подхода к формированию в сознании ученика единую картину мира и определили бы направленность его мышления и поступков. По мнению докладчика, экофилософский подход в значительной степени может стать основой гармоничного развития общества, природы и человека. Сергеем Алексеевичем было подмечена необходимость смещения акцента с технических и технологических изменений в сторону человеческой личности, так как именно развитие личности позволит сформировать основания для поступательного развития общества, создав необходимые точки опоры для человека в новых условиях, а также сформировать новое мировоззрение.
Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ г. Москвы «Школа №554», магистрантка МПГУ Вероника Алексеевна Супоненкова рассказывала о формировании идентичности школьника средствами дополнительного образования. Вероника Алексеевна на протяжении многих лет ведет в школе танцевальную секцию хип-хопа. Она поделилась своими наблюдениями за ростом и личностным развитием детей, посещающих секцию, рассказала о межпредметных связях, которые характерны для кружка данной направленности, о роли педагога в формировании личности обучающихся.
Директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидат филологических наук Марина Александровна Кривенькая в своем докладе «Ок, Гугл, кто я: молодежь о множественности идентичности в виртуальности и реальности» подняла тему отношения студентов к возможностям проявления множественности идентичности в разных средах и на разных уровнях. Характерными признаками его является семантической неустойчивостью на уровне номинации, альтернативной категоризацией на уровне семиотическом и коммуникативной рациональностью на уровне прагматики. В докладе обозначены зоны рисков, связанных со смещением границ ответственности, «ускользающей социализацией», индивидуализацией и изоляцией в связи с постоянным пребыванием в зоне комфорта, Осознавая это, большинство студентов-респондентов предпочитают отождествлять себя не со средой, а с группой, и стараются избегать экстремальности самовыражения в условиях прозрачности информационных маршрутов.
И.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, кандидат исторических наук ИСГО МПГУ Елена Александровна Омельченко в своем докладе отразила промежуточные итоги наблюдения за процессом формирования специфической идентичности обучающихся в европейских «русских школах». Она отметила особую роль учителей «русских школ» и классов, где преподается русский язык: на материалах анализа их интервью исследователь делает вывод, что такие педагоги невольно оказываются в ситуации определенного «противостояния» с доминирующим языком и культурой, вынуждены вставать на защиту русского языка и России, и характер их взаимодействия с обучающимися приобретает не только чисто учебный, но и мировоззренческий оттенок. По мнению Елены Александровны, ситуация, сложившаяся во многих «русских школах» Европы, может свидетельствовать об отсутствии готовности определенной части российской диаспоры к полноценной социально-культурной интеграции в европейское общество, несогласия с его современными реалиями.
С видеодокладами и текстами сообщений других участников пятой секции можно ознакомиться на официальном канале конференции https://www.youtube.com/channel/UCYHjPYwweCJXcLPQslDe7IA и сайте конференции http://isgo.tilda.ws, а также на портале МПГУ.
Модератор секции профессор Елена Александровна Омельченко