Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В.И. Селиверстов – логопед, ученый, наставник, организатор, руководитель

Новости МПГУ

30 марта 2023 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Владимира Ильича Селиверстова. Вспоминая педагога и наставника, сотрудники кафедры дошкольной дефектологии, представляют краткую информацию об основных этапах профессионально-трудовой деятельности Владимира Ильича.

В 1955 году по окончании обучения на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина В.И. Селиверстов был направлен в г. Киров. Работал учителем-дефектологом во вспомогательной школе и в школе для глухих детей, логопедом в детской поликлинике, в областной больнице, заведующим отделением речевой патологии в областном психоневрологическом диспансере, областным логопедом-методистом. По инициативе и при непосредственном участии В.И. Селиверстова в Кировской области была организована сеть районных логопедических кабинетов, открыты стационары и первый в СССР летний лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков.

С 1962 по 2015 год жизненный и профессиональный путь Владимира Ильича был связан с МГПИ – МПГУ. Поступив в 1962 году в аспирантуру МГПИ им.В.И.Ленина, Владимир Ильич прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой, заведующего одногодичными курсами дефектологов, заместителя декана дефектологического факультета по научно-исследовательской работе; от аспиранта до профессора. В 1997 году Владимир Ильич бал награжден почетным званием заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, в 1998 году стал Лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования.

С именем Владимира Ильича связано появление в системе профессиональной подготовки учителей-дефектологов/учителей-логопедов нового профиля – учителя-дефектолога и практического психолога специальных дошкольных учреждений. Благодаря инициативе В.И. Селиверстова в 1987 году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина, впервые в Российской Федерации, началась подготовка специалистов по профилю «дошкольная дефектология». Идея создания профиля связана с уникальностью периода дошкольного детства, в котором все линии развития (физическое, познавательное, социальное, речевое, эстетическое) взаимодополняют друг друга, а нарушения психического развития имеют сходные проявления вне зависимости от нозологии. Поэтому для работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья нужен специалист, обладающий интегративными знаниями и широким практическим опытом. Возрастной подход, лежащий в основе образовательной программы профессиональной подготовки, значительно отличался от традиционного, построенного на основе учета особенностей психического развития той или иной нозологической группы лиц с ограниченными возможностями здоровья и стал новаторским для своего времени.

В дальнейшем благодаря активной социальной позиции Владимира Ильича подготовка «дошкольных дефектологов» началась во многих регионах Российской Федерации (Череповец, Мурманск, Саранск, Уфа, Волгоград, Сургут и др.) и остается актуальной до настоящего времени, занимая второе место по популярности среди абитуриентов, поступающих на направление подготовки «специальное (дефектологическое) образование)», обеспечивая выпускникам профессиональную востребованность на рынке труда.

В 1989 году по инициативе Владимира Ильича в МГПИ была создана кафедра дошкольной дефектологии, которую он возглавлял на протяжении 25 лет. Под его руководством сложился прекрасный коллектив преподавателей, единомышленников, энтузиастов своего дела. Владимир Ильич приложил много усилий для развития кадрового состава кафедры, приглашаю для работы врачей, психологов, дефектологов – ведущих специалистов в области диагностики и коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта, речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и др.

Владимир Ильич стал автором, автором-составителем, ответственным редактором более 300 публикаций, среди которых: монографии и монографические сборники, учебники и учебные пособия, хрестоматии, сборники методических материалов и др. Только библиографический список трудов В.И. Селиверстова, находящихся в фондах научной библиотеки МПГУ, включает 70 наименований. Многие из учебных изданий, подготовленных под руководством и при непосредственном участии Владимира Ильича востребованы в профессиональной среде, входят в перечни основной учебной литературы и не потеряли своей актуальности. К ним относятся «Игры в логопедической работе с детьми», «Понятийно-терминологический словарь логопеда», «Детская логопсихология», «Хрестоматия по логопедии», «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», «Клинико-генетические основы детской дефектологии», «Практикум по детской логопедии», «Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия», «История логопедии: медико-педагогические основы», «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика» и др.

С 1975 года Владимир Ильич был научным руководителем студенческого научного общества дефектологического факультета. Благодаря его усилиям на каждой кафедре факультета были организованы студенческие научные кружки и проблемные группы; на качественно новый уровень вышли содержание научных исследований, формы участия студентов в исследовательской деятельности научных школ факультета (публикации, участие в научно-практических конференциях и конкурсах).

Владимира Ильича по праву можно назвать основоположником научной школы подготовки дошкольных дефектологов, последователем развития идей раннего начала коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Владимир Ильич выступил в качестве научного руководителя и консультанта кандидатских исследований у более, чем 30 аспирантов и соискателей.

Коллектив кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ и профессиональное сообщество логопедов, дефектологов Российской Федерации и стран зарубежья помнят и продолжают развивать научную школу подготовки дошкольных дефектологов, созданную В.И. Селиверстовым.

 

31 / 03 / 2023

Показать обсуждение