Для магистрантов кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства МПГУ (направление подготовки «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации»), в целях расширения знаний в области формируемых компетенций, на базе Федерального научно-клинического центра (ФНКЦ) реаниматологии и реабилитологии Федерального агентства научных организаций был проведен цикл практикоориентированных семинаров по проблеме ранней помощи больным в критическом состоянии сознания. Руководитель семинара – Шевцова Елена Евгеньевна, заведующая лабораторией восстановления глотания, фонации и речи. Ответственными от МПГУ выступили к.п.н., доцент кафедры логопедии Дубровина Т.И., к.псих.н. проф. кафедры логопедии Борякова Н.Ю. Работа проходила с 13 по 20 октября.
В ходе семинара раскрыты следующие вопросы: «Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов в раннем периоде нейрореабилитации больных с последствиями очагового поражения головного мозга» и «Неинвазивная сенсомоторная стимуляции больных с последствиями очаговых поражений головного мозга».
Магистранты познакомились с крайне сложной, актуальной проблемой ранней реабилитации больных с последствиями инсульта, нейротравмы, нейроинфекции и др., и возможными путями ее решения. Необходимость комплексного подхода продиктована тем, что дефицитарность таких жизненно важных функций, как дыхание и глотание вследствие очаговых поражений головного мозга приводит к угрозе развития пневмонии. В состав междисциплинарной команды специалистов нейрореаниматологов входят неврологи и врачи других специальностей, логопеды, специалисты по массажу и лечебной физкультуре, физиотерапевты, диетологи.
Е.Е. Шевцовой была подчеркнута роль государственной поддержки нейрореаниматологии в решении данной проблемы. Детально проанализирован приказ «О порядке организации медицинской реабилитации» № 1705 МЗ РФ 2013 г., в котором отмечено, что нейрореабилитацию необходимо начинать в остром периоде заболевания, в реанимационном отделении. Нейрореабилитация должна включать, наряду с лечебной работой – нейросенсорный и нейромоторный тренинги, преодоление нарушения глотания (дисфагия) и др. Подчеркнута важность совместной работы врачей, специалистов по лечебной физкультуре, массажу, нейропсихологов, логопедов и целого ряда других специалистов, непосредственно участвующих в восстановительном процессе.
Магистранты расширили знания в области истории развития нейрореаниматологии в России и за рубежом. Лектором представлена информация о вкладе ведущих мировых и отечественных специалистов в стратегию лечения последствий черепно-мозговой катастрофы, в том числе, и инсульта, основными последствиями которого являются нейромоторные нарушения, психические расстройства, нарушения речи: афазия, дизартрия, дисфония, акинетический мутизм и т.д.
Магистранты познакомились с работой команды специалистов-реаниматологов Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии, статистической информацией о результатах комплексной поэтапной нейрореабилитации больных с очаговыми поражениями мозга на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации. Так, значительное восстановление ВПФ и двигательных функций, диагностированное у 43,4 %, позволило вернуться к тем или иным видам трудовой деятельности 17-22% больным, что свидетельствует об эффективности данного подхода.
Концепция нейрореабилитации больных с последствиями очаговых поражений головного мозга предполагает: 1) максимально раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность, интенсивность, длительность; 3) междисциплинарность и комплексность реабилитационного процесса на разных этапах восстановительного лечения; 4) адекватную клиническую и нейропсихологическую диагностику; 5) систематический контроль за соматическим, неврологическим, психическим и психологическим состоянием больного; 6) прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации; 7) включение в реабилитационный процесс членов семьи на всех этапах реабилитации.
Детально проанализированы нейрореабилитационные мероприятия, проводимые в рамках междисциплинарного подхода: психофизиологические исследования, медикаментозная терапия, нейромоторная реабилитация, психолого-педагогическая диагностика.
В ходе посещения Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии, магистранты познакомились с работой портативного аппарата «Brain port» – устройства, предназначенного для лечения хронического нарушения равновесия и преодоления когнитивных расстройств у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга различной степени тяжести и др.
Для магистрантов, будущих нейродефектологов, наиболее информативно значимыми оказались представленные технологии логопедического обследования больных с дисфагией, анализ алгоритма логопедической работы с больными с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в остром периоде заболевания.