26.05.2018 состоялся трехчасовой семинар лауреата международной программы научных грантов ИПИ МПГУ доктора филологических наук, доцента НГЛУ С.Б. Королевой для аспирантов и преподавателей кафедры Всемирной литературы Института филологии МПГУ по теме «Святая Русь как «свое» и «чужое» в диалоге русских и британских интеллектуалов рубежа XIX – XX вв.». Семинар проходил в формате живого диалога и совмещал лекционно-информационный блок с общей дискуссией и совместной работой над текстами русской и английской художественной литературы.
С.Б. Королева кратко описала историю формирования русского концепта Святая Русь в толще народного искусства и в письменных текстах XVI в. и более подробно остановилась на развитии его оценочно-смыслового поля в связи со становлением национального самосознания в славянофильском дискурсе первой половины XIX в. Отдельному рассмотрению подвергся вопрос об осмыслении имени «Святая Русь» в творчестве А.С. Хомякова (в связи с его концепцией соборности) и о формах бытования концепта в русской литературе XIX в. – в творчестве А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского. Основное внимание лектора было уделено периоду конца XIX – начала XX вв., в который осмысление Святой Руси как смыслового центра исторического и духовного пути русского народа встраивается в русской культуре (литературе и философской публицистике) в поиски нового представления о русскости и расшатывается под глубоким воздействием протестантских идей-образов самости-каинства и модернистского прославления дикости-варварства. Подробно была рассмотрена проблема со-бытия образов Каина, Адама и Святой Руси (святых) в поэзии М. Волошина, Н. Гумилева, И. Бунина, Вяч. Иванова. «Встречное течение», по мнению ученого, можно наблюдать в британской культуре и литературе этой же эпохи: попытки нового открытия «своего» приводят многих британских интеллектуалов в начале XX в. к представлению о Святой Руси (Holy Russia) как о «своем», утраченном в веках ценностном идеале. Подтверждая выдвинутую идею, С.Б. Королева вместе со студентами анализировала тексты М. Бэринга, С. Грэма, Ф. Адамса и Г. Уэллса.
Заключительная часть семинара переросла в общую дискуссию, в рамках которых прозвучали вопросы и соображения о русскости, святости и соборности, о ценностных идеалах русского и западноевропейского мира, о перспективах развития исследования.