Семинар 1: «На пути к Пакту во имя будущего»
5 марта 2024 года для кафедр ЮНЕСКО в рамках сетевого сотрудничества УНИТВИН состоялся первый онлайн семинар из цикла «Пакт во имя будущего» на тему «На пути к Пакту во имя будущего». Основная цель семинара – обсудить предварительный (нулевой) проект так называемого пакта во имя будущего, который включает вводную часть и пять важных тем: Устойчивое развитие и финансирование развития; Международный мир и безопасность; Наука, технологии и инновации, и цифровое сотрудничество; Молодежь и будущие поколения; Трансформация глобального управления.
Семинар направлен на укрепление сотрудничества между кафедрами ЮНЕСКО, экспертами, учеными, государственными и политическими деятелями в целях взаимодействия при решении проблем, которые вызваны последствиями неравенства, бедности, конфликтов, изменений климата и неблагоприятного воздействия технологий, и которые создают серьезные угрозы миру. Семинары по основным содержательным блокам Пакта пройдут с марта по июль 2024 года.
Первый семинар открыл координатор исследований сектора ЮНЕСКО «Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО» Кит Холмс. В своем вступительном слове он выразил признательность всем, кто согласился принять участие в семинаре, прежде всего, представителям кафедр ЮНЕСКО стран Африки, Азии, Латинской Америки, предложил рассмотреть основные положения «Пакта во имя будущего» и представить предложения по дополнениям и корректировкам документа.
Директор «Отдела будущего обучения и инноваций, Сектор образования, ЮНЕСКО» Собхи Тавил в своем выступлении подчеркнул важность заявления Генерального секретаря ООН: «Человечество стоит перед выбором: тяжелейший кризис или прорыв», которое содержалось в его докладе «Наша общая повестка дня» (Доклад Генерального секретаря ООН «Наша общая повестка дня» https://www.un.org/ru/content/common-agenda-report/). Далее докладчик отметил, что во многих странах игнорируются нормы и ценности Организации Объединенных Наций: миллионы людей вынуждены покидать свои дома в целях безопасности; в мире продолжают разгораться кровопролитные конфликты; в странах Африки, Азии и Латинской Америки растет бедность населения; терроризм и воинствующий экстремизм охватили все регионы планеты; стихийные бедствия, вызванные изменением климата, происходят всё чаще. В этой связи Собхи Тавил обратился с призывом к ООН принимать необходимые меры для обеспечения целей устойчивого развития на ближайшие годы (устранение нищеты и голода; обеспечение здоровой жизни и благосостояния для всех; обеспечение инклюзивного и равного образования высокого качества; достижение гендерного равенства; и др.). При этом он отметил важную роль научно-педагогического сообщества, и особенно кафедр ЮНЕСКО, в достижении этих целей. В заключение Собхи Тавил сказал о важности «Пакта во имя будущего», который предусматривает конкретные меры реагирования на возникающие вызовы и возможности, и отметил, что на следующих семинарах будут обсуждаться вопросы устойчивого развития, международного мира и безопасности, будущих поколений, трансформации глобального управления. В заключение он предложил при обсуждении документа уделить больше внимания вопросам науки и цифрового сотрудничества.
С основным докладом выступила исполнительный директор Бюро стратегического планирования ЮНЕСКО г-жа Кэролайн Сиболд. Она проинформировала участников семинара, что в рамках деятельности ООН в сентябре 2024 года в Нью-Йорке пройдет «Саммит будущего». Такие саммиты проводятся раз в два года с участием членов «G-20», ЭКОСОС, руководителей международных финансовых учреждений и Генерального секретаря ООН. На Саммите будут рассмотрены вопросы укрепления сотрудничества по важнейшим направлениям, устранения проблем в глобальном управлении, выполнения всеми странами обязательств, включая реализацию Целей в области Устойчивого развития (ЦУР) и Устава ООН. Будут также рассмотрены пути совершенствования глобального сотрудничества, способного справиться с сегодняшними проблемами, а также с новыми угрозами в будущем. Особое внимание она предложила обратить на устранение проблемы экономических отношений и социальных различий между развитыми и развивающимися странами (Проблема Север-Юг). Участники Саммита в ходе межправительственных переговоров должны будут согласовать итоговый документ «Пакт во имя будущего». Реализация всех основных положений данного документа предусматривает международное сотрудничество в области науки, культуры и образования, так как ни одна страна отдельно не в состоянии справиться с современными вызовами. Г-жа Кэролайн Сиболд также отметила важную роль знаний для политического руководства всех государств при выполнении положений Пакта. При доработке данного документа она предложила уделить больше внимания модернизации и распространению высшего образования, совершенствованию деятельности кафедр ЮНЕСКО, основная роль которых – формирование современной молодежи в интересах будущего. По мнению докладчика, основными направлениями на пути реализации «Пакта во имя будущего» должны стать: продвижение информации об общественном благосостоянии; достойное финансирование; обеспечение культурного многообразия; предотвращение конфликтов; защита журналистов (особенно женщин-журналистов); проведение научных исследований в области изменения климата; активизация сотрудничества в области цифровых технологий.
Далее с докладом выступил заведующий кафедрой ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития Йоркского университета (Канада) Чарльз Хопкинс. Он подробно рассказал о том, как его кафедра и многие кафедры-партнеры ведут основную работу по созданию новых знаний и новых подходов. Прежде всего, по формированию знаний для обеспечения Устойчивого развития на таких направлениях как обращение с отходами; энергетика; строительство; промышленность; транспорт и промышленная техника; водоснабжение и водоотведение; природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие; сельское хозяйство; устойчивая инфраструктура. По его мнению, многие кафедры уже имеют богатый опыт, ведут исследовательскую работу в этой области, и готовы создавать рекомендации по развитию высшего образования будущего. Он предложил более подробно представить роль высшего образования и кафедр ЮНЕСКО в формировании знаний для устойчивого развития в «Пакте во имя будущего».
Затем зарегистрированные докладчики кратко выделили наиболее актуальные для них вопросы, изложенные в «Пакте во имя будущего».
Вернор Муньос Вильялобос (руководитель отдела политики и адвокации, Глобальная кампания за образование и Группа заинтересованных сторон в области образования и научных кругов, Коста-Рика) выделил, прежде всего, основные цели Саммита будущего – обеспечение прав человека и совершенствование образования как инструмента обеспечения этих прав; укрепление сотрудничества по важнейшим проблемам и устранение пробелов в глобальном управлении; и в итоге, как добиться лучшего настоящего и сберечь будущее.
Сьюзан Осиредит Кейтуметсе (заведующая кафедрой ЮНЕСКО по изучению африканского наследия и устойчивому развитию, Ботсванский университет, Ботсвана) обратила особое внимание на необходимость совершенствования деятельности кафедр ЮНЕСКО в реализации Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Отметила, что вопросы устойчивого развития наиболее актуальны для стран Африки. По ее мнению, необходимо более достойное финансирование кафедр ЮНЕСКО, которые производят знания для реализации основных положений «Пакта во имя будущего». Кроме того, кратко изложила положения «Доклада ЮНЕСКО о науке: на пути к 2030 году».
Николас Балком (сопредседатель кафедры ЮНЕСКО по обучению в интересах трансформации и планетарного будущего в Университете Турку, Финляндия) обратил внимание на необходимость эффективного использования в интересах устойчивого будущего возможностей для укрепления связей между исследователями, преподавателями и пользователями по всей Европе. Он отметил, что в борьбе с современными изменениями климата нужна способность видеть новые сценарии в будущем и внедрять новые идеи.
Катрин Коль (кафедра ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития Йоркского университета, Канада) подтвердила слова Чарльза Хопкинса о том, что возглавляемая ею кафедра внесла значительный вклад в формирование новых знаний и новых подходов по ряду ключевых направлений: энергетика, строительство, промышленность, современная техника, биоразнообразие, устойчивая инфраструктура. Она подчеркнула необходимость сотрудничества кафедры с правительством и с научно-педагогическим сообществом страны по вопросам становления и развития гражданского общества.
Лидия Гарридо Лусардо (социальный антрополог, исследователь в области технологий, инноваций и социальной интеграции кафедры ЮНЕСКО Латиноамериканского университета социальных наук, Уругвай) отметила, что кафедра вносит свой вклад в формирование политики в области образования на перспективу в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Кафедра работает с Парламентом Уругвая по таким вопросам как развитие образования в интересах обеспечения социальной справедливости, совершенствования государственной политики в этой сфере с точки зрения будущего.
Завершая семинар, координатор исследований сектора ЮНЕСКО «Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО» Кит Холмс выразил признательность докладчикам и всем участникам семинара, подчеркнул важность деятельности ЮНЕСКО, в том числе кафедр ЮНЕСКО, в работе по редактированию и внесению дополнений в «Пакт во имя будущего». Он также обратился с просьбой ко всем участникам присылать свои идеи по темам семинаров, которые будут проводиться в 2024 году.
Справочно. В 2023-2024 г.г. кафедра ЮНЕСКО МПГУ в числе кафедр ЮНЕСКО РФ принимает участие во всех циклах онлайн семинаров, организуемых Сектором образования ЮНЕСКО. Участие в семинарах по приоритетным направлениям развития образования и науки в мире рекомендовано Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО и Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО в РФ. Итоги участия кафедры ЮНЕСКО МПГУ в семи семинарах цикла «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» и четырех семинарах цикла «Трансформация знаний для будущего Африки» в 2023 г. отражены в серии заметок на сайте МПГУ, а также в аналитических материалах в информационно-аналитическом альманахе «Этнодиалоги» за 2023-2024 г.г.
Владимир Захаров, Марина Кривенькая