В мае – июне, в преддверии 83 годовщины с начала Великой Отечественной войны, студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ посетили цикл режиссёрских и киноведческих семинаров, посвящённых съёмкам военной кинохроники и созданию кино – киноблокнот документальный “Баллада о фронтовом кинооператоре” На семинаре участники познакомились с приемами фронтовых кинооператоров на примерах работы операторов Бориса Шера, Ефима Лозовского – особенностями съемок в условиях сильнейших морозов; крупный план в окопе; приспособления для съемок воздушных и танковых боев. В рамках третьего семинара «Эпоха ЦСДФ» были показаны фрагменты фильма «ЦСДФ. Точка отсчета. Баллада о фронтовом кинооператоре» и фрагменты легендарной киноленты ЦСДФ 1943 года «Орловская битва» режиссеров Лидии Степановой и Рафаила Гикова. Ведущий цикла – член Союза Кинематографистов РФ, член Российского военно-исторического общества, основатель лектория «Школа умного кино», кинорежиссер Андрей Валерьевич Истратов очень доступно рассказал нашим студентам о сложностях и особенностях военных съёмок: “Началась Великая Отечественная война. Операторы, вооружившись кинокамерой, отправились на фронт. В одной зарядке камер КС-1 и «Аймо» было всего лишь 30 метров плёнки — это одна минута. Камеры пружинные, заводные. Одного завода камеры хватало где-то на полминуты съемки. На 30 секунд. И от каждой секунды зависела жизнь человека и фильма.”
Вот отзывы наших студентов о семинарах:
Бессонова Мария:
“Мероприятие кино-блокнот документальный “Эпоха ЦСДФ. Баллада о фронтовом кинооператоре” произвело на меня особенное впечатление. Было интересно узнать о документальном кино в период Великой Отечественной войны, а также о развитии кинематографической культуры среди участников. В рамках мероприятия известные режиссеры и киноведы рассказывали об особенностях своего творчества. Это была отличная возможность для кинолюбителей и профессионалов открыть для себя новые работы и идеи в мире документального кино.”
Нагайцева Юлия:
“На семинаре познакомились с, казалось, знакомым видом кино, но с совершенно новой стороны. Мы увидели момент зарождения сюжета и его развитие. Узнали, как на студии монтируют фильм, снятый на плёнку. А перед тем: какие этапы согласования и отбора проходит сюжет документального кинофильмы. Всё это внесло ярчайший вклад в лично моё восприятие кино, дало знания о внутренних процессах и шагах к созданию фильма.”
Ицкова Елена:
“Мне, как бывшей студентке ВГИКа, было очень любопытно посетить это мероприятие и иметь возможность снова ненадолго окунуться в эту киносреду. Во время обсуждения фильма, было очень интересно узнать о том, как создаются подобные работы. Оказывается, драматургия документального фильма и его сюжет формируется в процессе съемок, и нельзя заранее предугадать, чем закончится тот или иной проект. На семинаре я вспомнила основные отличия игрового кино от неигрового, а также особенности съемки, киноязыка и “интонации” документального фильма. Мне очень понравился семинар, его атмосфера и возможность узнать много нового.”
Кузнецова Полина:
“Мы побывали на мероприятии в кинотеатре Иллюзион. Мы смогли узнать больше о тяжелом труде фронтовых кинооператоров, о том как ценой собственной жизни они снимали свои репортажи. Нам были показаны фрагменты из кинофильмов о главных сражениях. Особенно мне понравился фильм об Орловской битве.В нем были показаны основные этапы сражений, и уже мирное время, когда город был освобождён.”
Цикл киносеминаров проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Госфильмофонда России, Союза Кинематографистов РФ, Российского военно-исторического общества. Данные семинары очень много дают с точки зрения взросления как педагогов художников наших студентов ХГФ ИИИ и особенно в патриотической составляющей воспитательной работы на факультете.
Зам.декана по воспитательной работе ХГФ ИИИ Раздобарина Л.А.