23 сентября с 2018 года и ежегодно отмечается Международный день жестовых языков, провозглашённый Организацией Объединённых Наций (ООН) с целью повышения осведомлённости широкой общественности о значении жестовых языков в реализации прав слабослышащих и глухих людей.
Жестовый язык глухих — это природосообразная невербальная языковая система, выступающая как универсальное (в пределах какого-либо государства или нации), самостоятельное средство коммуникации.
В настоящее время в мире проживают более 70 миллионов глухих людей, которые в совокупности используют более 300 различных жестовых языков, имеющих в ряде стран статус государственных.
Возникновение и формирование жестовых языков уходит корнями в достаточно отдалённые времена. Систематизация и активное развитие национальных жестовых языков начались в XVIII веке, когда индустриализация в Европе явилась причиной увеличения групп глухих людей, проживающих в больших городах. Серьёзным стимулом к формированию и распространению жестовых языков стало появление в конце XVIII столетия в Германии и Франции учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха.
В России первая школа для глухих была открыта в 1806 году в Павловске (Воронежская губерния). В СССР же изучение жестового языка тесно связано с работами педагога-дефектолога Галины Лазаревны Зайцевой, в 1969 году впервые описавшей русский жестовый язык как полноценную коммуникативную систему.
Русский жестовый язык — язык общения глухих граждан России, который является полноценной лингвистической системой, имеющей официальный статус.
В лексический состав русского жестового языка входят более 4,5 тысячи жестов, что вполне достаточно для обеспечения нужд неофициального и культурного общения. При этом в бытовом общении используется до 1,5 тысячи жестов.
В 2019 году был издан первый на русском языке учебник по систематическому изложению основ лингвистики жестовых языков и русского жестового языка.
Русский жестовый язык некоторое время использовался на телевидении. Так, новостная программа «Время» в 1987 году впервые вышла с сурдопереводом, который впоследствии был заменён бегущей строкой. Вновь же сурдоперевод на телевидении появился в 1991 году и просуществовал в программе «Новости» на канале «ОРТ» до 2001-го (после чего его также заменила бегущая старока).
В январе 2021 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил внести в государственную программу для людей с инвалидностью «Доступная среда» поэтапное увеличение объёмов сурдоперевода и субтитрирования телепрограмм, выходящих в эфир на общероссийских обязательных общедоступных ТВ-каналах, обеспечив при этом широкую доступность для граждан с нарушениями слуха новостных программ.
В марте того же 2021-го глава Правительства РФ Михаил Владимирович Мишустин подписал постановление, согласно которому руководство страны в два раза увеличивало объём услуг сурдоперевода — граждане с нарушениями слуха получали до 84 часов в год услуг по переводу жестового языка за счёт федерального бюджета (ранее же объём таких услуг составлял лишь 40 часов).
В МПГУ на Дефектологическом факультете Института детства работает кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, образованная ещё в 1920 году. Специалисты кафедры занимаются разработкой вопросов обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в условиях специального и инклюзивного образования, а также подготовкой кадров высшей квалификации. Кроме того, кафедра одной из первых в нашей стране начала осуществлять высшее образование инвалидов по слуху.
Совместная научно-методическая работа с российскими вузами и школами содействует не только развитию приоритетных научных направлений и внедрению результатов исследований в практику, но и подготовке высококвалифицированных специалистов по новым научным направлениям.



