23-24 марта 2023 года в Москве в Конгресс-центре «Олимп-холл» прошел Всероссийский форум «Я – Наставник», приуроченный Году педагога и наставника в Российской Федерации. МПГУ принял активное участие в Форуме в лице проректора по связям с общественностью МПГУ Владимировой Татьяны Николаевны, директора Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Лесконог Натальи Юрьевны и ведущего специалиста центра Ивановой Оксаны Викторовны вместе с активом Сводного студенческого педагогического отряда «YO-Вожатый!».
Среди организаторов форума Министерство просвещения Российской Федерации, Российская академия образования, Фонд президентских грантов.
В рамках программы форума подписано соглашение о сотрудничестве МПГУ и АНО «Наставники России».
На Форуме обсуждались возможности наставничества как эффективной формы патриотического воспитания, особенности работы наставника в детских и молодежных общественных организациях, в среднем профессиональном образовании, использование методик наставничества в работе вожатых, приобщение к наставнической деятельности учеников психолого-педагогических классов.
В первый день Форума прошло открытие, панельная дискуссия «Наставничество – традиционная форма воспитания и обучения», работали секции «Психолого-педагогические классы», «Нормативно-правовое обеспечение наставнической деятельности», «Патриотическое воспитание», «Наставничество в детских и молодежных общественных организациях».
Во второй день прошла дискуссионная площадка «Взрослые и дети — партнерство или диктат?», работали секции «СПО — Профессионалитет», «Цифровой наставник», «Наставничество в области физической культуры и спорта», «Наставничество в СУВУ», «Наставничество в вожатской среде».
МПГУ представил свой опыт наставничества в рамках секции «Наставничество в вожатской среде», работу которой приветственным словом открыла проректор по связям с общественностью МПГУ Владимирова Татьяна Николаевна.
Среди спикеров секции: были представители Всероссийских детских центров «Орленок» (Спирина Людмила Викторовна, Лариса Рафиковна Сайфутдинова), «Океан» (Семинюда Наталья Анатольевна), Института изучения детства, семьи и воспитания (Лобынцева Светлана Викторовна). Участниками секции стали представители вожатской сферы: актив Сводного студенческого педагогического отряда МПГУ «YO-Вожатый!», вожатые ГАУК «Мосгортур», Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан» и др..
На секции говорили о смысловом содержании наставничества, о том, что наставничество один из инструментов воспитания кадров. Наставник в вожатской среде — это прежде всего «самоопределившиеся личность», человек работающий, по совести, по душе, личность, готовая дарить свой потенциал, энергию более молодым коллегам, помогает стать осмысленным в профессиональном деятельности. Ключевая характеристика наставничества — это ориентация на развитие ребенка, студента, это педагогическая поддержка.
Татьяна Николаевна рассказала о системе наставничества в МПГУ, о том, что погружение в деятельность вожатых и воспитание наставников начинается у студентов с первого курса, когда они приходят обучаться в Школу вожатых «YO-Вожатый!», где под руководством молодых студентов, которые уже прошли обучение и работали вожатыми в детском оздоровительном лагере, постигают первые азы вожатства. На втором и третьем курсе студенты, следуя по ступеням роста, проходят обучение основам вожатской деятельности, получают квалификацию «Вожатый», активно участвуют в мероприятиях проекта МПГУ «Всероссийская школа вожатых».
Представители Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан» рассказали о своих представлениях о наставничестве в вожатской среде. Семинюда Наталья Анатольевна заместитель директора по развитию ВДЦ «Океан» сказала, что для неё наставничество, прежде всего профессионализм и человечность. Спирина Людмила Викторовна, заместитель директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью ВДЦ «Орленок» подчеркнула, что наставничество жизнеспособно, оно будет вечно – более мудрый, подготовленный специалист имеет потребность передавать опыт.
Своими впечатлениями от участия в Форуме поделились вожатые Сводного студенческого педагогического отряда «YO-Вожатый!»:
Крайник Елизавета, студентка Института физики, технологий и информационных систем, 1 курс: «Важно следить за моделью своего поведения во всех сферах жизни, проявлять все свои soft skills ежедневно, тем самым оттачивая их, осознавая, что всегда есть возможность «прыгнуть дальше». Вожатый должен быть наставником, личностью, которая готова отдавать бескорыстно, которая помогает «зрить в корень», чтобы мир вокруг него самого и мир вокруг наставника становился лучше».
Петько Татьяна, наставника школы вожатых, студентка Института филологии 3 курс: «Секция «Наставничество в вожатской среде» была очень полезной, мы узнали о трех моделях наставничества, что помогло каждому подумать какой модели придерживаешься он сам. Дискуссия помогла осознать ценность наставника и встречу со своим наставником, как событие в жизни каждого человека. Также мы познакомились с системой наставничества в разных ВДЦ. Лично для себя я выделила схему адаптации вожатых «Дай пять» от ВДЦ «Орленок» и игру в «Синию метку» от ВДЦ «Океан».
Кобызская Жанна, студентка Института журналистики, коммуникации и медиаобразования: «В первую очередь я отметила для себя то, что стать наставником сравнимо с лидерством. Это требует упорной работы над собой, своими качествами, ценностями. Однако наставником, как и лидером, не рождаются, а становятся, и это вселяет надежду, дает мотивацию двигаться дальше. Более того, теперь у меня четко прорисовалась граница между такими понятиями, как «педагог» и «наставник», которые зачастую взаимозаменяемы».
Петрова Дарья, студентка Института детства: «Наставник это тот, на кого смотрят и хотят быть как он. Наставник в первую очередь опытен в своей деятельности. Принцип наставничества: опытный педагог оказывает помощь и поддержку начинающему вожатому».
Иванова Оксана Викторовна, ведущий специалист Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров: «Участие МПГУ в секции по наставничеству в вожатской среде, подтвердило статус МПГУ как ведущего педагогического вуза нашей страны. МПГУ – вуз, который задает тренды в образовательной среде, помогает государству в реализации поставленных задач. Институт наставничества должен быть в нашей стране, важно растить кадры, создавать среду направленную на развитие, создавать профессиональную общность».
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Дирекции креативных программ МПГУ