«Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник! Он серьезный и веселый: Встреча первая со школой» / Юрий Энтин. Первоклашка |
«Если б не было школ, До чего человек бы дошел! До того б человек докатился: В дикаря бы опять превратился!» / Юрий Энтин. Если б не было школ |
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Сердце отдаём детям», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых повествуется о школьных буднях, учительской миссии сеять «разумное, доброе, вечное», а также ученическом сообществе, которому школьная парта была взлетной полосой для последующего становления как достойного гражданина своего Отечества, надёжного семьянина, продолжателя трудовых и ратных дел своих дедов и отцов.
Очередной материал рубрики «Сердце отдаём детям» мы посвящаем советскому комедийному художественному фильму «Утро без отметок», снятому на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького (Ялтинский филиал) режиссёром Владимиром Мартыновым. Премьера фильма состоялась в первый День знаний – 1 сентября 1984 года. На IV Московском фестивале молодых кинематографистов (1984) фильм был удостоен диплома жюри за веселый, поучительный фильм для детей.
Каждый человек может с уверенностью сказать, что наиболее яркие впечатления остаются от событий, произошедших в первый раз. А воспоминания о них – вообще универсальная ценность, остающаяся на всю жизнь, до самого конца. И, в самом деле, не каждому довелось угодить в такую череду удивительных совпадений: в первый раз стоять на первой в жизни линейке, перед только что выстроенной новой школой. В первый раз познакомиться с первой учительницей, для которой все происходящее тоже будет в первый раз, после педагогического института. Первый в жизни урок, первые друзья, а, возможно, еще и симпатии… И не каждому, в отличие от шестилетнего Глеба, повезет испытать сперва «демоверсию», чтобы через год пройти через эти переживания вновь.
Веселый и задорный фильм «Утро без отметок» стал своеобразным отражением той, безвозвратно ушедшей эпохи, оставшейся в памяти миллионов рождённых в СССР исключительно с ощущениями мира, покоя, беззаботности и безопасности, когда каждый новый день встречался с радостью и нетерпением. И не случайно ли в устах физорга-старшеклассника постоянно, к месту и не к месту, звучит словечко «стабильно»?
Жанр детского кино – явление уникальное. На Западе и в сегодняшней России есть кино семейное, адресованное разным поколениям, но вот фильмов специально для детей практически нет. В Советском Союзе картины для детей снимали ещё с довоенных времён, но в конце семидесятых – начале восьмидесятых случился провал. Режиссёры взялись за сюжеты для подростков и юношества, киносказки, психологические драмы, а ниша детских фильмов начала пустовать. И как раз в это время к начинающему режиссёру Владимиру Мартынову попал в руки сценарий «Утро без отметок» о смекалистом дошкольнике, который так хотел пойти в школу, что решился на обман в шпионском духе.
Своеобразной творческой находкой режиссера оказалась сцена первого урока: нестандартное мышление Глеба, не признающего какой-то отвлеченной абстракции в задаче о двух книгах; упорство и намечающийся карьеризм требующего поставить отметку Антона; совершенно мифический поющий «архилук» Лёника – все это озадачивает и ставит, в некотором роде, в тупик юную учительницу (М. Яковлева). Не случаен ее удивленно-восторженный возглас перед лицом опытного педагога со стажем, мамы (А. Румянцева): «Они все такие разные!». Он как бы несет в себе открытие того, что каждый из первоклашек – это уже Личность. С совершенно индивидуальными качествами, устремлениями, темпераментом и менталитетом! И, кто его знает, пришлось ли ей в тот момент сожалеть о том, что для дисциплины и успеваемости приходится загонять своих питомцев в рамки общепринятых правил – вставать, когда заходят взрослые; поднимать руку, прежде чем спросить или ответить; уступать свое место по первому требованию; не перемещаться по классу во время урока и т.п. Есть необходимость научить детей жить в обществе для гармоничного сосуществования. А есть и стандартизация, могущая подавить любые ростки индивидуальности ради облегчения учебного процесса. И настолько тонка между ними грань!
Сюжеты фильма «Утро без отметок»
Мальчик Глеб очень хочет пойти в школу, особенно после того, как он встречает будущую первоклассницу Наташу Алябину. Но Глебу только шесть лет, и в школу он должен пойти лишь в следующем году. И тогда Глеб пускается на хитрость: в обмен на перочинный ножик он берёт школьную форму у своего друга Кости Королькова, который не смог пойти в школу из-за ангины. Получив желаемое, главный герой со спокойной душой отправляется в школу, даже не думая о том, чем это может закончиться. Учительница Людмила Ивановна, не знает, что перед ней другой мальчик решает вести его к врачу, «выявившему» у Глеба осложнение от ангины в виде нарушений памяти. Одновременно Глеба, а по недоразумению и Костю, активно разыскивают родители…
Съёмочная группа фильма «Утро без отметок»
Сценарист: Оскар Яковлевич Ремез (23.02.1925-15.02.1989, 22-й колумбарий 49 секция Донского) – советский и российский театральный режиссёр, сценарист, писатель, учёный и театральный педагог, заслуженный артист РСФСР (1971), доктор искусствоведения (1982), профессор (1980).
Режиссёр: Владимир Юрьевич Мартынов (04.07.1947-24.02.2007, Останкинское) – советский и российский актёр, режиссёр, член Союза кинематографистов РФ.
Оператор: Михаил Владимирович Скрипицын (30.06.1942) – советский и российский актёр, оператор.
Художник: Борис Михайлович Комяков (26.09.1925) – советский и российский художник-постановщик.
Композитор: Владимир Яковлевич Шаинский (12.12.1925-25.12.2017, 21-й участок Троекуровского) – советский и российский композитор, пианист, певец, скрипач, музыкальный педагог, народный артист РСФСР (1986), лауреат Государственной премии СССР (1981) и премии Ленинского комсомола (1980), член Союза композиторов СССР (1966), член Союза кинематографистов (1974).
Песню «Если б не было школ» исполнила Татьяна Владимировна Анциферова (11.07.1954) – советская, украинская и российская эстрадная певица (лирико-драматическое сопрано).
В фильме «Утро без отметок»
На главную роль актёра нашли быстро – им стал представитель актёрской династии Кирилл Александрович Головко-Серский (21.06.1975). Кирилл – сын актёров Натальи Головко и Александра Серского и внук Киры Головко, знаменитой театральной актрисы. В кино непосредственный и активный Кирилл дебютировал чуть раньше, снявшись в семейном фильме «Не хочу быть взрослым» (1982) и его сразу же заметили. Кстати, через пару лет мальчик снимется в кино вместе с родителями, правда, ему достанется роль главная, а родителям – эпизодические (это будет лента «Любимец публики» (1985), экранизация рассказа Куприна «Белый пудель»).
Других детей нашли в московских школах. Его новую подругу Наташу Алябину сыграла Мария Юрьевна Вартикова (24.12.1974), которой предсказывали в будущем успех в актёрстве, но девочка с кино свою жизнь не связала. Роль Антона Коробкова, мечтающего об оценках, получил маленький актёр Иван Сухоруков-Соколов, а в роли Коськи предстал Павел Владимирович Гайдученко (04.09.1974). Все трое через пару лет появятся в новом детском фильме Владимира Мартынова «Зловредное воскресенье» (1985) по сценарию всё того же Оскара Ремеза. Лёника Немыкина исполнил Алексей Тюрников.
– Людмилу Ивановну, учительницу 1 «Б» класса, исполнила Марина Александровна Яковлева (01.04.1959) – советская и российская актриса, заслуженная артистка РФ (2000).
– Нинель Сергеевну, маму Глеба, сыграла Валентина Фёдоровна Грушина (29.05.1955) – советская и российская актриса.
– Аркадия Борисовича, доктора, исполнил Игорь Владимирович Кваша (04.02.1933-30.08.2012, Троекуровское) – советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, теле- и радиоведущий, народный артист РСФСР (1978).
– Бабушку Кости Королькова сыграла Валентина Илларионовна Талызина (22.01.1935) – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985), член Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, национальной академии кинематографических искусств и наук России.
– Папу Глеба исполнил Евгений Владимирович Герасимов (25.02.1951) – советский и российский актёр театра и кино, каскадёр, кинорежиссёр, политический и общественный деятель, народный артист РФ (1994), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
– Вахтёра в ГНИИСиК сыграл Георгий Антонович Штиль (04.03.1932) – советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ (2001).
– Галину Павловну, маму Кости Королькова, исполнила Раиса Ивановна Рязанова (31.10.1944) – советская и российская актриса театра, кино и дубляжа, народная артистка РФ (2005), лауреат Государственной премии СССР (1981).
– Папу Наташи сыграл Вадим Юрьевич Андреев (30.03.1958) – советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр дубляжа и диктор.
– Алексея Павловича, директор института, исполнил Николай Николаевич Мерзликин (16.04.1945-03.01.2007, Еманжелинск Челябинской области) – советский и российский киноактёр, член Союза кинематографистов РФ, заслуженный артист РСФСР (1983).
– Воспитательницу детского сада сыграла Наталья Арсеньевна Головко (12.02.1953) – дочь выдающегося советского военачальника адмирала Арсения Головко (1906-1962) и актрисы Киры Головко (1919-2017), актриса, театральный деятель, руководитель студенческого театра МГИМО.
– Маму учительницы Люды исполнила Алевтина Алексеевна Румянцева (29.09.1929-24.07.2011, 25-й участок западной территории Хованского) – советская и российская киноактриса.
– Директора школы сыграла Екатерина Алексеевна Воронина (19.11.1946) – советская и российская актриса, член Союза кинематографистов России, член Гильдии актёров кино России.
– Лейтенанта милиции исполнил Владимир Николаевич Скляров (16.09.1950-23.02.2011) – советский и российский актёр театра и кино, мастер эпизода.
– Славина, разведчика из сна Глеба, сыграл Юрий Мефодьевич Соломин (18.06.1935) – советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный педагог, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, Герой Труда РФ (2020), народный артист СССР (1988), лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971) и России (2002), член Союза кинематографистов России.
– Мистера Глэбба, шпиона из сна Глеба, исполнил Вахтанг Константинович Кикабидзе (19.07.1938-15.01.2023, Верийское в Тбилиси) – советский и грузинский певец, автор песен, актёр, режиссёр. Сценарист, народный артист Грузинской ССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1978).
Актёры из педагогических семей
Игорь Владимирович Кваша. Отец – доктор химических наук, заведующий кафедрой МХТИ имени Д.И. Менделеева Владимир Ильич (Вольф Эльевич) Кваша (1897-1942). Долгие годы считался погибшим на фронте под Ленинградом. Согласно официальным данным Центрального Архива Министерства Обороны РФ, дивизионный интендант 305-й стрелковой дивизии, военинженер 2-го ранга В.И. Кваша попал в окружение и пропал без вести в июне 1942 года под деревней Кересть Новгородской области (в то время Ленинградская область). Много позднее стало известно, что он попал в плен и был расстрелян немцами. Мать – Дора Захаровна Кваша, сурдопедагог и дефектолог, выпускница Московского медико-педологического института Наркомздрава СССР.
Юрий Мефодьевич Соломин. Родился в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910-1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905-1960).
Источники:
https://ru.kinorium.com/79640/cast/?ysclid=llozxo5vyz919644544
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7499/annot/
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.