Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА “Россия сегодня”.
В России любят говорить о высоком качестве образования в Финляндии. В свое время финны гордились тем, что сделали существенный рывок и стали мировыми лидерами школьного образования. Так вот, теперь подобный рывок сделала Москва…
По инициативе столичного мэра во всех московских школах, а их порядка 600, было проведено международное исследование грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания Programme for International Student Assessment (PISA, проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития). Более 42 тысяч московских школьников прошли тест на умение использовать полученные школьные знания в практике.
Результаты превзошли все ожидания. Сто школ, которые по рейтингу Москвы являются лучшими, заняли лидирующее место по читательской и математической грамотности, обойдя Сингапур, Финляндию, Соединенные Штаты Америки, Великобританию.
Половина московских школ вошли в пятерку лучших образовательных систем мира, и абсолютно все школы города вошли в десятку лучших по результатам качества учащихся основной школы. Выходит, что российская столица признана одним из мировых лидеров школьного образования.
Предварительный анализ показал, что успех, зафиксированный в исследовании, прежде всего, связан с учителями. От качества работы учителей зависит очень многое. Сегодня государство делает все для того, чтобы статус педагога, его зарплата обеспечивались на достойном уровне. И кстати, это уже приносит свои плоды: в этом году в педагогические вузы, наконец, пошли “стобалльники” ЕГЭ.
Эти выпускники могли бы пойти в другие вузы, но они целенаправленно выбрали педагогику. У них есть все шансы стать хорошими учителями. Это очень важно, ведь личность учителя, его методическая подготовка… — именно это больше всего влияет на качество образования, повышает мотивацию школьников.
Кроме того, по нашим наблюдениям, мотивирует школьников и честная сдача ЕГЭ. Третий год подряд мы проводим ЕГЭ в России максимально объективно. Объективная сдача экзамена автоматически приводит к улучшению результатов обучения. Школьники знают, что списать нельзя, нельзя заранее купить задание в интернете. Им ничего не остается делать, как учиться. К чему это приводит? Улучшаются результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе и естественнонаучным предметам. Причем, я сейчас говорю не о “приписках” баллов, а о реальном положении дел.
Допустим, по региону Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку составлял 72 балла — выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В 2014 году экзамен прошел объективно, средний балл составил чуть более 30.
После этого институт повышения квалификации учителей начал работать с теми школами СКФО, где действительно были зафиксированы проблемы с преподаванием ряда предметов. Сегодня мы видим там объективный рост знаний школьников.
Во всех регионах СКФО был успешно реализован проект “Я сдам ЕГЭ”. Оценивая в сентябре знания одиннадцатиклассников, мы зафиксировали серьезные пробелы в знаниях по русскому языку. Целый год мы работали над устранением этих пробелов. В итоге количество школьников, которые на сей раз не преодолели минимальный порог по русскому языку, сократилось в три раза. Между тем, знание русского языка влияет на другие предметы, отражается даже на математике и физике.
Теперь нам предстоит провести системный анализ полученных результатов международного исследования PISA. Это приведет к лучшему пониманию сильных и слабых сторон российского школьного образования, даст основания что-то изменить, усовершенствовать. Мы должны описать передовые практики московских школ, а затем максимально распространить этот опыт на другие школы в российских регионах. Вне зависимости от того, где проживает 15-летний подросток — в Москве, Якутске или где-то еще — он должен получать качественное школьное образование. Собственно говоря, для этого мы и работаем.
Информация с сайта РИА-новости