Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Между нами самый умный – Шаховской, а самый талантливый – Вернадский…»

Новости МПГУ

85 лет назад – 15 апреля 1939 г. оборвалась жизнь выдающегося русского мыслителя, государственного и общественного деятеля Дмитрия Ивановича Шаховского (1861–1939), который был близким соратником и единомышленником В.И. Вернадского – одного из отцов-основателей МПГУ.

Высказывание видного историка С.Ф. Ольденбурга о своих друзьях, взятое заголовком этой статьи, относится к периоду их духовного общения в легендарном Приютинском братстве. Остановимся на этой и других ключевых страницах биографии Шаховского, в целом, обстоятельно изученной в специальной литературе.

Представитель потомков Рюриковичей – смоленских князей-мономаховичей; сын прославленного героя Севастопольской обороны и генерала от кавалерии; праправнук известного историка М.М. Щербатова; внук декабриста Ф.П. Шаховского, внучатый племянник философа П.Я. Чаадаева. Эти примечательные факты определяли колоссальный и многогранный культурный код Дмитрия Шаховского, родившегося на заре новой российской эры – эпохи Великих реформ.

Формирование взглядов будущего видного общественника началось в юношеские годы. Детство в Варшаве, интерес к либеральной атмосфере Старой Европы, многонациональный круг общения, разностороннее чтение. Все это определило поступление на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, а в 1882 г. продолжение учебы на том же факультете в Императорском Санкт-Петербургском университете.

Русское студенчество тех лет глубоко переживало за будущее страны. Шаховской стал одним из организаторов и активистов кружка, объединившего студентов, учившихся в варшавских гимназиях. Так возникло «Братство», сплотившее на всю жизнь молодых, либерально мыслящих интеллектуалов, искренне переживавших за будущее обновляющейся пореформенной России.

Симпатии пытливых студентов завоевали идеалы соработничества в достижении общественного блага, помощи людям, создания условий для гармоничного и прогрессивного развития страны. Их общей идеей виделось просветительство, сближение с народом. Постепенно сформировались и ключевые нравственные основы союза: «работай как можно больше», «потребляй (на себя) как можно меньше», «на чужие беды смотри как на свои». В те годы Шаховской находился под сильным влиянием нравственных принципов великого Льва Толстого, с которым впоследствии неоднократно встречался в Ясной Поляне, а потом и в московском доме писателя в Хамовниках. Связь со многими приютинцами, в первую очередь, с Вернадским, братьями Ольденбургами, Шаховской не прерывал всю жизнь.

После окончания университета в 1884 г. Шаховской уехал в Тверскую губернию, где на практике попытался реализовывать свои общественные взгляды. Активная земская работа, во время которой он погрузился в решение проблем народного образования, открыла его недюжинные организаторские способности. Князь на свои деньги комплектовал народные библиотечки для распространения среди крестьян. После переезда в 1889 г. в Ярославскую губернию, Шаховской продолжил земскую работу. Во время страшного голода 1891–1892 гг. он убеждал Вернадского заняться организацией бесплатных столовых. Приютинцы организовали помощь голодающим крестьянам тамбовской Вернадовки – собирали пожертвования, тратили собственные средства, занимались распределением семян для поддержания хозяйства.

Одновременно Шаховской активно участвует в работе столичных либеральных кружков и организаций «Беседа» и «Союз Освобождения». В октябре 1905 г. он вместе с Вернадским оказался в числе организаторов Конституционно-демократической партии и вошел в ее Центральный комитет.

В 1906 г. Шаховской избран депутатом Первой Государственной думы и стал ее секретарем. После роспуска Думы, как один из подписавших Выборгское воззвание, он отбыл заключение в ярославской тюрьме​ и был отстранен от всякой выборной и земской деятельности. Дальнейшей сферой приложения его кипучей энергии стала партийная работа и развитие московского потребительского общества «Кооперация».

После Февральской революции, с 5 мая по 2 июля 1917 г. Шаховской занимал пост министра государственного призрения во Временном правительстве. Не приняв Октябрьскую революцию, он, как и другие приютинские «братья», включая Вернадского, не оставил Родину. Однако Шаховской не только продолжил работу в потребительской кооперации, но и входил в состав ряда антибольшевистских объединений. В 1920 г. он арестовывался по делу «Тактического центра». Отойдя от политической деятельности, он занялся литературной работой и краеведческим движением, надеясь на создание гражданского общества. Вместе в тем, Шаховской много занимался историей декабристов, а также систематизацией литературного наследия П.Я. Чаадаева.

В ночь с 26 на 27 июля 1938 г. Шаховской был арестован. Академик АН СССР В.И. Вернадский, используя свой авторитет пытался заступиться за друга юности, но безуспешно. После мучительного тюремного заключения, 14 апреля 1939 г. Шаховской был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни, как участник «антисоветской террористической организации». На следующий день он был расстрелян и похоронен на полигоне «Коммунарка».

Сокрушенный гибелью друга Вернадский до конца жизни хранил память о нем. Дочь мыслителя, выпускница Московских высших женских курсов Анна Дмитриевна (1889–1959) стала личным секретарем и референтом академика. После кончины Вернадского она основала и была первым хранителем Мемориального кабинета-музея ученого в ГЕОХИ АН СССР.

Сегодня МПГУ является одним из центров изучения жизни и теоретического наследия Дмитрия Ивановича Шаховского. Перу ректора Университета, академика РАО и доктора исторических наук Алексея Лубкова принадлежит серия публикаций, раскрывающих особенности мировоззрения и взаимоотношений будущих русских либералов. Особое место занимает книга А.В. Лубкова «Князь Шаховской: путь русского либерала» (в соавторстве И.В. Кузьминой), изданная в 2008 г. в серии «Жизнь замечательных людей». В ней анализируется драма духовных исканий не только Шаховского, но и российской интеллигенции рубежа ХIХ–ХХ столетий в целом. Их размышления и переживания, заблуждения и открытия стали уникальной практикой, обогатившей общественную мысль России в поворотный период ее исторического развития.

Очень символично, что последнее место жительства Шаховского в доме 15 на Зубовском бульваре незримо объединилось с историческим гнездом МПГУ – Девичьим полем в одно культурно-географическое пространство столицы.

А. С. Минаков

Дирекция изучения истории МПГУ

15 / 04 / 2024

Показать обсуждение