16 марта в Государственном институте искусствознания прошла конференция “Маргинальное искусство и контркультура” (Научные чтения им. К.Г. Богемской (1947-2010)), в работе которой приняла участие доцент кафедры психологической антропологии Института детства, к. филол. н., выпускница факультета дополнительного образования МПГУ по специальности “История искусств” Инна Сергеевна Конрад с докладом “Шаман-художник: несколько замечаний о ниерике уичоль (на примере д. Потреро-де-ла-Пальмита, штат Наярит, Мексика)”.
Внимание к творчеству аутсайдеров, “наивных” художников сформировало отдельное направление искусствознания со своими методами и сложным понятийным аппаратом. Изучением специфики таких работ занимаются представители разных наук – от искусствоведения и фольклористики до психиатрии. Развиваясь параллельно с официально признанными течениями, маргинальное искусство породило ряд имен живописцев и поэтов, творчество которых ярко представляет как современную действительность, так и сферу бессознательного и формы его репрезентации. Также “на обочине” оказываются художники, не считающие свой труд профессиональной деятельностью.
Именно с таких позиций И.С. Конрад рассмотрела творчество шаманов коренной народности Мексики уичоль. Ею была предложена своя классификация ниерик (картин из ниток, наклеенных на вощеную деревянную поверхность), созданная на основе анализа стиля и функций данных картин: художественное произведение или элемент обрядовой практики. Несмотря на “молодость” жанра, ниерики прочно вошли в культуру уичолей, став ярким примером этноискусства. По наблюдениям И.С. Конрад, ниерики, авторами которых являются шаманы, нагружаются дополнительными смыслами, связанными с их статусом в сообществе. Немаловажным моментом является обозначаемая авторами связь с миром духов, которые могут подсказывать сюжеты, а также видения, возникающие в состоянии измененного сознания. Отдельное внимание было уделено стилистике картин и индивидуальному почерку каждого автора.
Доклад вызвал обсуждение и большое количество вопросов, работа над которыми позволит более глубоко рассмотреть ниерики, а также феномен современного порождения художественных традиций, в том числе в сфере этноискусства.