Сотрудниками кафедры УОС им. Т.И. Шамовой активно реализуется проект, целью которого является развитие навыков управления качеством образовательного процесса в школах, колледжах и училищах «по горизонтали» – с использованием технологий социального партнерства. Деятельность кафедры может служить примером реализации таких технологий не только в системе «школа – ВУЗ», но и в сотрудничестве с другими учреждениями высшего образования.
Представители профессорско-педагогического состава различных педагогических ВУЗов России участвуют в конференциях, круглых столах, организуемых сотрудниками кафедры, обогащая своим опытом образовательное пространство МПГУ. В свою очередь другие ВУЗы активно приглашают представителей нашей кафедры к сотрудничеству. Так уже второй год кафедра образовательных систем и педагогических технологий МГИМО под руководством заведующего кафедрой профессора Витольда Альбертовича Ясвина, доктора психологически наук, доктора педагогических наук, активно работает с кафедрой управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ. Профессор кафедры Наталья Львовна Галеева ведет разделы «Современная дидактика» и «Оценка качества образования на уровне школы».
В рамках изучения одной из дисциплин программы магистранты выполняют задание, в котором требуется написать рецензию на одно из пособий, представленных в обязательном списке литературы.
Одну из таких рецензий, выполненных магистрантом МГИМО, мы сочли важным опубликовать, как пример распространения разработок сотрудников нашей кафедры, позиционирования кафедры в образовательном пространстве. Рецензируемое магистрантом пособие это одна из публикаций, описывающих авторскую технологию ИСУД (Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности»), успешно реализуемую в школах и учреждениях среднего профессионального образования более 20 лет (автор профессор Галеева Н.Л.).
Отзыв на пособие Н.Л. Галеевой «Рабочая тетрадь для выполнения проекта «САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ» по развитию собственных внутренних ресурсов учебного успеха – М.: ООО «Традиция», 2020. – 136 с.
Данную книгу нельзя назвать просто книгой, это живой, рабочий документ, который ты не просто читаешь, а проживаешь через себя, выполняя задания и познавая себя. Мне понравилось, что, знакомясь с новыми понятиями, есть возможность создавать словарь, и не просто читать определения, и забывать их, но и фиксировать их, тем самым запоминая их.
У детей есть возможность изучить себя и наконец узнать о своем профиле интеллекта, понять, над чем работать, что развивать и в какую сторону двигаться. Так же происходит понимание различия между понятиями обученности и обучаемости.
Понравилось в книге разнообразие заданий, с помощью которых ученику предстоит работать с различными видами информации, представлять информацию в различных формах. Интересные задания, предполагающие участие разнообразных мыслительных процессов, внимания, логики, воображения, сопоставления. Ученики имеют возможность познакомиться и разобраться с видами самоорганизации, обучаются, как работать с текстами. Жаль, что не написано про работу с видео. И еще – нужно больше информации о развитии навыка саморегуляции, о том, как дети должны получить возможность научиться контролировать себя, свои поступки, прогнозировать, планировать.
В книге очень хорошо изложен материал про работу головного мозга, приведены примеры его функционирования, механизмы того или иного мыслительного процесса.
Огромный набор материала и заданий межпредметных, с историческими данными, это даёт возможность ученику анализировать, связывать данные из разных предметов.
При помощи данной книги ученики смогут понять, почему и они сами и их друзья по-разному запоминают информацию, воспринимают разные виды информации и как запоминать информацию через различные действия.
Можно утверждать, что данное пособие позволяет понять ученикам что они уже могут и умеют, как могут узнать, понять, запомнить что-то новое, и над чем ещё стоит и нужно работать. Замечательная книга для изучения себя самого.
Щёлокова Саида,
магистрант ФГАОУ ВО МГИМО
Профессор, руководитель магистерской программы «Менеджмент в образовании» Ольга Петровна Осипова