Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Вебинар ИИТО ЮНЕСКО и Шанхайского открытого университета «Обучение на базе университетских сообществ: современное состояние и тенденции использования цифровых технологий»

Новости МПГУ

16 апреля 2025 года Кафедра ЮНЕСКО МПГУ приняла участие в вебинаре, организованном ИИТО ЮНЕСКО (Москва) и Шанхайским открытым университетом (Шанхай, Китай), на тему «Обучение на базе университетских сообществ: современное состояние и тенденции использования цифровых технологий». Основная цель вебинара – обсудить современные методы обучения на базе университетских сообществ и интеграцию цифровых технологий в учебные программы и мероприятия, которые оказывают влияние на общество. Наиболее актуальными вопросами для обсуждения предусмотрены: «Обучение на основе сообщества в открытых и традиционных университетах»; и «Содействие наращиванию потенциала в области ИКТ и открытому образованию в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий». Также предусмотрено, что несколько университетов, участвующих в вебинаре, поделятся опытом и идеями о своих программах и практиках.

Открывая дискуссию, модератор вебинара, программный специалист отдела цифровой педагогики и учебных материалов ИИТО ЮНЕСКО Татьяна Мурована, выразила признательность всем студентам, педагогам, представителям общественных организаций, кто согласился принять участие в работе вебинара. Затем с вступительным словом и приветствиями к участникам обратились директор ИИТО ЮНЕСКО д-р Тао Чжан и декан Колледжа науки и технологий Шанхайского открытого университета профессор Цзюнь Сяо.

Д-р Тао Чжан кратко представил проект «Содействие наращиванию потенциала в области ИКТ и открытому образованию в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий», который ИИТО ЮНЕСКО реализует совместно с Шанхайским открытым университетом (ШОУ). Он отметил, что одной из важнейших миссий вузов является реализация концепции «Обучения на базе сообщества» (CBL/Community-Based Learning). Так, в его университете в рамках CBL используются цифровые технологии для вовлечения учащихся в учебный процесс и для выявления и использования примеров инновационной практики, которые могут, по мнению Тао Чжана, послужить образцами для других вузов, желающих расширять и развивать свои инициативы в этой области.

Профессор Цзюнь Сяо отметил, что в настоящее время перед университетами всего мира стоит актуальная задача – объединять научные исследования, знания и технологии с социальным, экономическим и культурным развитием общества. Для реализации этой задачи необходимо предусматривать вовлечение студентов, преподавателей и общественности. Докладчик обратил внимание, что современные университеты в разработке и реализации учебных программ должны более активно использовать ИИ, а также быть открытыми к сотрудничеству в области теоретических основ и опыта работы с публичными платформами непрерывного образования, онлайн-обучением, цифровыми открытыми образовательными средами.

Директор компании «Neil Butcher & Associates», Южная Африка, д-р Нил Батчер рассказал об исследованиях в развивающихся странах по таким темам, как политика в области образования, обучение на базе сообщества, высшее образование, дистанционное образование, информационные системы управления образованием и цифровые образовательные технологии. Важное значение в работе его Ассоциации уделяется так называемой «Третьей миссии» вузов, которая состоит в интегрировании научных исследований, в производстве знаний и технологий с социальным, экономическим и культурным развитием посредством вовлечения студентов, преподавателей и общественности. Миссия является основой для «Обучения на базе сообщества» (CBL/Community-Based Learning). Далее докладчик сообщил, что ИИТО ЮНЕСКО и ШОУ поручили ему подготовить аналитический отчет по двум направлениям деятельности: провести в научных структурах открытых и традиционных университетов исследования в области CBL и подготовить отчет по лучшим практикам в области CBL с использованием цифровых технологий и ИИ. В заключение д-р Нил Батчер перечислил четыре основных направления деятельности университетов и систем образования, в целом, которые он считает наиболее актуальными: Участие университетов в инновационных инициативах, направленных на служение обществу; Совершенствование передовых цифровых технологий и регулярное их использование в решении проблем и в обучении на основе проектов; Использование цифровых технологий в сфере CBL в целях обучения и продвижения учащихся, и в целом, образовательного сообщества; Более эффективное обеспечение возможностей для сотрудничества (обучение в сфере услуг, решение проблем и удовлетворение запросов в разных географических точках и в виртуальном мире) путем значительного улучшены использования цифровых технологий.

Затем модератор предоставила слово аспиранту в области образования Кейс-Вестерн-Резерв университета США Элисон Зиммерманн, которая обратила внимание на необходимость совершенствования сотрудничества университетов в «Обучении на базе сообществ» (CBL) по таким направлениям как использование в обучении современных цифровых технологий и ИИ, персонализация образования, поддержка учащихся самых разных категорий, снижение познавательных, информационных и коммуникативных барьеров в учебных процессах. При этом подчеркнула актуальность работы университетов, расположенных в самых разных географических точках и в виртуальном мире.

Сотрудник Кейптаунского университета, Южная Африка, кандидат медицинских наук Бриони Чишолм представила информацию о проведенном Кейптаунским университетом исследовании по подготовке медицинских работников к лечению заболеваний, в том числе ВИЧ-заболеваний, на основе рекомендаций по использованию WhatsApp-обучения. В данном исследовании согласились принять участие значительное количество медсестер и представителей медицинского сообщества, оказывающих базовые медицинские услуги, но обычно не имеющих формального образования, соответствующего уровню врачей или медсестёр (CHWs – Community Health Workers). Многие участники отметили, что обучение медицинских работников с использованием WhatsApp является достаточно эффективным, удобным и доступным, а Бриони Чишолм отметила, что проведенная Кейптаунским университетом работа способствовала совершенствованию знаний и, главное, улучшению состояния пациентов.

Затем директор Инновационного центра Университета Христа/Christ University, Бангалор, Индия, профессор Гайдук Еон рассказал о созданной им в 2021 году образовательной организации «WeJump», целью которой было оказывать поддержку молодежи из малообеспеченных сообществ в их стремлениях к более благополучному будущему. Свою деятельность организация «WeJump» начала с предоставления цифрового образования молодым людям, живущим в городских трущобах и сельских школах в штате Карнатака, Индия. Кроме того, деятельность организации предусматривала воспитать у молодежи стремление иметь глобальные связи, профессиональную подготовку и социальную активность, стремиться к светлому будущему не только для себя, но и для всего мира. Сравнил свои цели в отношении молодежи с мечтами о светлом будущем человечества. И закончил выступление популярной фразой: «Мечты о будущем – это не то, что вы видите во сне, это то, что не дает вам уснуть».

Следующий участник дискуссии, ведущий лектор Института образовательных технологий Открытого университета, Великобритания, Тим Коуглан кратко проинформировал собравшихся об основных направлениях своей деятельности, которая предусматривает взаимодействие человека и компьютера в сфере образования, разработку и оценку систем, поддерживающих   инклюзивность, креативность и открытость в обучении. Особое внимание он обратил на необходимость сотрудничества в создании виртуальной службы поддержки для студентов с ограниченными возможностями. Для такого сотрудничества, по его мнению, необходимо привлекать как специалистов и консультантов по цифровым технологиям, так и студентов-инвалидов.

Исполнительный директор по профессиональной акселерации и микро-кредитам Колледжа профессиональных исследований Сиракузского университета д-р Артур Томас кратко представил основные направления деятельности своего колледжа, в том числе: эффективное развитие программ дистанционного обучения; подключение сельских учащихся к современному образованию с помощью современных технологий; содействие партнерству общественных организаций и системы образования; участие в процессах качественного изменения высшего и дополнительного образования, которое ведется в течение последних двух десятилетий благодаря онлайн-технологиям. В заключение отметил, что поскольку студенты требуют более персонализированного опыта и поддержки, учебные заведения должны переосмыслить свой подход к общению студентов, предоставлению им услуг и к их вовлеченности в общественную жизнь.

Доцент Школы менеджмента и управления Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия д-р Линн Гриббл представила в своем выступлении наиболее актуальные, современные направления деятельности своего университета: совершенствование методик преподавания для достижения студентами положительных результатов в учебе; обеспечение прозрачности прохождения студентами учебных курсов; более раннее определение необходимой поддержки для различных категорий учащихся; постоянное распространение информации о целенаправленной работе с учащимися; предоставление студентам доступа к визуализации сложных данных; активная поддержка студентов в целях вовлечения их в учебный процесс. Особое внимание докладчик обратила на используемые в университете методы управления проектами ASM (Agile Scrum Master), объяснив, что представляют собой эти методы: Agile — это подход к управлению проектами, в основе которого лежит поэтапная разработка продукта; Scrum – это конкретная методология, которая включает в себя набор инструментов для работы по Agile; Master – это специалист, который помогает студенческим командам работать по методологии Scrum в рамках Agile-подхода.

Модератор Татьяна Мурована, подводя итоги работы вебинара, выразила признательность всем выступившим участникам вебинара за высказанные ими мнения и предложения по улучшению деятельности в вопросах совершенствования современных методов обучения на базе университетских сообществ, а также по интеграции цифровых технологий в учебные программы и мероприятия, которые оказывают влияние на общество. Она пригласила всех участников принять участие в следующих вебинарах ИИТО ЮНЕСКО.

 

Аналитический доклад «Социально-ориентированное обучение в высшем образовании» (на англ.яз.)

 

В. Захаров, М. Кривенькая

22 / 04 / 2025

Показать обсуждение