«Когда я принимаю в соображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение».
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – английский (шотландский) философ, математик, социолог, экономист, политический деятель.
22 ноября 2019 г. состоялось четвёртое занятие участников проекта «Школа молодого педагога» в рамках раздела «Учись мыслить смолоду» (и восьмое по счёту) по основам теории правильного мышления. В начале встречи был рассмотрен вопрос о том, как собирательные понятия позволяют через одно слово (термин) выразить ка целое множество отдельных объектов через указание на их общую, но не родовую связь и ответить на вопрос, в чём заключается разница объединения объектов реального мира в понятиях «звезда» (общее, несобирательное) и «созвездие» (общее, собирательное). Далее были актуализированы воспоминания о школьной программе в части использования круговых диаграмм Эйлера для визуализации соотношения объёмов множеств, используемых в логике для наглядного выражения соотношения объёмов понятий. Затем предметом обсуждения стало отношение совместимых и несовместимых понятий внутри своих групп. Как относятся друг к другу понятия «Первая мировая война» и «империалистическая война 1914 – 1918 гг.»? (Тождество). А «солдат» и «мушкетёр»? (Подчинение). «Русские цари» и «Романовы»? (Пересечение или частичное совпадение объёмов). «Австралия и Антарктида»? (Соподчинение). «Чёрное» и «белое»? (Противоположность). «Раб» и «не раб»? (Противоречие). Большой интерес вызвала задача, предлагающая изобразить при помощи кругов Эйлера соотношение объёмов понятий «женщина», «дочь», «мать», «бабушка» и, несмотря на кажущуюся простоту, она оказалась по силам далеко не каждому.
На следующей встрече, которая состоится 06.12.2019 г., в центре внимания будут правила построения корректных определений, виды определений и приёмы, заменяющие и дополняющие определения.
И.С. Пинчукова