Кафедра риторики и культуры речи Института филологии МПГУ начала реализацию программы подготовки обучающихся школ г. Москвы к конкурсу ораторского мастерства «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…». Конкурс проводится в соответствии с Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 4 декабря 2019 г. № 436 о предоставлении гранта Московскому педагогическому государственному университету на проведение конкурсных мероприятий по риторике и ораторскому мастерству.
На кафедре риторики и культуры речи разработана программа, включающая семь образовательно-просветительских мероприятий в формате интерактивных лекций, мастер-классов, тренингов по риторике и ораторскому искусству.
15 февраля МПГУ встречал учащихся 5 – 11 классов из 23 московских школ. Всего на занятия приехало192 человека. Среди зарегистрировавшихся для участия в конкурсе и пришедших на занятия были и курсанты Второго московского кадетского корпуса МЧС им. В.М. Максимчука. Приятно, что будущие пожарные-спасатели, представители суровой и «молчаливой» профессии, неравнодушны к звучащему слову, стремятся овладеть речевой культурой и узнать законы эффективного общения.
Первый день занятий начался со вступительного слова заведующей кафедрой риторики и культуры речи, д.п.н. Е.Л. Ерохиной, которая рассказала об истории МПГУ и уникального здания на Малой Пироговской улице, обратила внимание слушателей на Положение о конкурсе, размещенное на сайте МПГУ, напомнила о порядке прохождения отборочного тура, о регламенте проведения финального этапа 4 апреля.
Юным ораторам предстояло основательно потрудиться: преподаватели кафедры риторики и культуры речи разработали три полуторачасовых занятия, предусматривающих разные виды учебно-познавательной активности слушателей.
Доцент, к.п.н. Г.В. Александрова вместе со школьниками искала ответ на вопрос, о чем и как говорят публично. Галине Владимировне удалось установить контакт со слушателями, расположить их, с помощью специальных упражнений сплотить разновозрастную аудиторию, организовать совместную работу незнакомых друг с другом людей. Школьники с большим удивлением и радостью обнаружили, что преподаватели университета вовсе не суровы, а молоды, энергичны, современны, хорошо понимают молодежь.
Доцент, к.п.н. М.Р. Савова в ходе занятия «Умение хорошо исполнить речь – залог успеха оратора» покорила слушателей своей энергией, увлеченностью, совершенным владением ораторским искусством. Вдохновленные ею, школьники с удовольствием и без боязни выходили пробовать себя в качестве ораторов перед огромной аудиторией. И хотя пока еще они не могут так, как Марина Робертовна, говорить без микрофона, чтобы слышали на последних рядах, и эмоционально заряжать аудиторию, у ребят все впереди: Марина Робертовна научила их специальным упражнениям для развития техники речи.
Профессор, д.п.н. В.Ю. Липатова завершила первый учебный день настоящей университетской интерактивной лекцией «Как рождаются идеи». Вера Юльевна перевела тональность общения со школьниками в академическое русло, учитывая при этом возрастные особенности детей. Даже самые юные слушатели старательно записывали каждое слово.
Безусловно, встреча университетских преподавателей и московских школьников оказалась возможной благодаря заинтересованности, энтузиазму и профессионализму учителей, которые привлекли своих подопечных к участию в конкурсе ораторского искусства, пришли с ними на занятия, показывали пример, активно выполняя упражнения и участвуя в тренингах.
Первый день занятий по ораторскому мастерству продемонстрировал объединяющую и вдохновляющую силу риторики – душевный подъем, желание творить, расположение к окружающим почувствовали все: и слушатели, и преподаватели.
Уходя, несколько старшеклассников подошли к студентам Института филологии, помогавшим в организации мероприятия, с вопросом: «А трудно к вам поступить? Нам очень понравилось, мы хотим здесь учиться!»
И нам очень понравилось общаться с вами, дорогие юные ораторы! С нетерпением ждем 22 февраля. До встречи на втором дне нашей образовательной программы!