Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

6 января 1945 года, 80 лет назад, скончался Владимир Иванович Вернадский

Новости МПГУ

Владимир Иванович Вернадский (12 марта 1863 года, Санкт-Петербург — 6 января 1945 года, Москва) — российский и советский учёный-естествоиспытатель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере.

Высшее образование Вернадский получил на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета в 1881-1885 годах. Среди его наставников были создатель периодической системы элементов Дмитрий Иванович Менделеев и основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. По окончании учёбы Вернадский вёл в университете научную работу, был хранителем минералогического кабинета.

В 1890-1898 годах Владимир Иванович, будучи приват-доцентом, читал лекции в Московском императорском университете, развивал теорию генезиса минералов. В 1897 году Вернадский защитил докторскую диссертацию по кристаллографии, в 1905 году был избран помощником ректора университета, в 1906 году — адъюнктом Петербургской Академии наук, в 1908 году — экстраординарным академиком. Жил попеременно в Москве и Санкт-Петербурге.

В годы преподавания в Московском университете Владимир Иванович провёл огромнейшую работу, изменив существовавшее представление о минералогии: учёный отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую — с геологией и химией земной коры.

Постоянным предметом исследований Вернадского была история минералов и химических элементов Земли. Он развил генетическую минералогию, указав на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы.

Владимир Иванович Вернадский был одним из основоположников геохимии, первым в России ввёл спектральный метод для решения геохимических задач. Вернадский — основоположник современного учения о биосфере (совокупность живых организмов в биосфере учёный назвал живым веществом).

Идеи Вернадского о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности — биогеохимии и истории наук. Проведённые Вернадским анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки являются крупнейшим вкладом в науковедение.

Владимир Иванович Вернадский имел самое непосредственное отношение и к истории МПГУ. В январе 1901 года учёный стал одним из первых профессоров Московского императорского университета, открывших занятия на Московских высших женских курсах (МВЖК, были предшественником МПГУ).

Был первым избранным руководителем Московских высших женских курсов в октябре 1905 года.

Вернадский читал лекции в университете и одновременно преподавал минералогию на физико-математическом отделении МВЖК, связав с ними на долгие годы свою жизнь и деятельность. Вернадский вёл лекционные, семинарские и практические занятия.

Слушательница МВЖК О.М. Шубникова вспоминала, что лекции по кристаллографии и минералогии Владимир Иванович читал «без каких-либо ораторских приёмов», но каждый раз тот или иной факт «освещал исторически, указывая на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки, а потому его лекции слушались с большим интересом». Соратник Вернадского А.А. Корнилов писал: «Вопросы минералогии, кристаллографии, химии и вообще мироздания так широко им охватывались, что приводили пытливый ум его в сферу философии и даже метафизики».

Вернадский являлся членом комиссии совета МВЖК, в состав которой входили видные профессора и преподаватели курсов и которая принимала участие в управлении делами курсов, рассматривала обращения и жалобы слушательниц. Активную деятельность на МВЖК Вернадский вёл до 1911 года, когда покинул Московский университет в знак протеста против полицейского режима, который пытался ввести в учебных заведениях тогдашний министр просвещения Лев Аристидович Кассо.

Почтим в этот день память Владимира Ивановича Вернадского, незаурядной личности, оставившей след не только в науке, но и всем своим примером показавший, что в мире учёного есть место не только лишь сухим фактам и данным, но и жизненным вопросам, волнующим других людей!

 

Управление протокольных мероприятий

06 / 01 / 2025

Показать обсуждение