28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей.
За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики до профессора), вела все виды учебных занятий, активно занималась научной работой. Под ее руководством были подготовлены и защищены 18 кандидатских диссертаций. Являясь основателем научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с особенностями развития» на кафедре олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, София Давыдовна многократно выступала с докладами на национальных и международных конференциях.
С.Д. Забрамной опубликовано свыше 200 научных и учебно-методических работ, среди них – учебники, учебные пособия, методические пособия с грифами Министерства образования РФ, статьи, тезисы. Научные труды Софии Давыдовны экспонировались на ВДНХ (1981, 1991), переведены в Германии (1971, 1974), Венгрии (1971), Монголии (1989), Болгарии (1995), удостоены дипломов на конкурсах научных работ.
Трудовые успехи С.Д. Забрамной неоднократно отмечались почетными грамотами и знаками отличия разного уровня. Плодотворное сочетание учебной и научно-практической работы в дефектологии обеспечило широкую известность как в России, так и далеко за ее пределами не только юбиляру, но и кафедре олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ.
Сегодня София Давыдовна продолжает преподавать, пишет книги и статьи, ведет научную работу и помогает молодым ученым. Она – профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ.
Как это ей удается? За ответом на этот и другие вопросы мы обратились к самому юбиляру.
С.Д.: В дефектологию я пришла не случайно. Одной из соседок в большой коммунальной квартире, где я жила, была Антонина Гавриловна Басова, которая в то время уже работала на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. Ее младший сын в детстве перенес тяжелый менингоэнцефалит, следствием которого стало резкое снижение интеллекта. А.Г. Басова часто рассказывала о своей работе, а мне хотелось помогать детям с интеллектуальными нарушениями, так что выбор факультета был полностью осознанным, и я ни одной секунды не пожалела, что в 1949 году поступила именно на дефектологический факультет. Более того, если бы сейчас я вернулась в юные годы, и передо мной стоял бы выбор профессии, то я бы снова поступила на дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина.
Мой путь в науку начался в студенческие годы. Первая курсовая работа была посвящена теме трудоустройства выпускников вспомогательных школ. В ходе изучения данного вопроса я пришла к выводу, что выпускники вспомогательных школ хорошо овладевают профессией, но испытывают значительные трудности в общении с коллективом.
Впервые я выступила на всесоюзных педагогических чтениях с докладом на тему «Выпускники вспомогательных школ вступают в жизнь» (так называлась моя первая статья). В то время чтениями руководили Г.М. Дульнев, глава сектора вспомогательных школ научно-исследовательского института дефектологии, и Х.С. Замский, декан дефектологического факультета. Они отметили значимость выбранной мною темы и предложили мне поступить в аспирантуру.
Так, окончив институт, в 1954 году я три года работала во вспомогательной школе с детьми с нарушениями интеллекта по распределению. Затем, параллельно работая в школе, я поступила в очную аспирантуру на кафедру олигофренопедагогики. Тема моей кандидатской диссертации «Педагогические пути изучения детей при приеме их во вспомогательные школы» была связана с работой в медико-педагогической комиссии и непосредственно с изучением детей со сниженным интеллектом. В 1964 году, защитив диссертацию, я продолжила работать на кафедре в должности ассистента, преподавая курс психолого-педагогической диагностики.
55 лет моей научно-исследовательской и просветительской работы связаны с работой в школе. Вся моя деятельность неразрывно связана с детьми и разными видами дошкольных и школьных образовательных учреждений. Особенностям взаимодействия с детьми и с семьей ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, проведению правильной диагностики я обучаю не только студентов родного факультета в курсе психолого-педагогической диагностики, но и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на различных курсах и семинарах.
– Какие из написанных книг Вы считаете наиболее значимыми?
– С.Д.: Наиболее значимыми книгами я считаю, во-первых, «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» (1981), так как данное пособие многократно переиздавалось и этими материалами большинство специалистов пользуется в настоящее время. Во-вторых, «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга родителей» (1990), потому что, на мой взгляд, необходимо обучать родителей взаимодействовать со своим ребенком таким образом, чтобы процесс его воспитания был неразрывно связан с процессом их развития. И, наконец, «Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов» (1995) также является значимой для меня, ведь вся моя работа на факультете связана с обучением студентов, подготовкой специалистов для работы с детьми с нарушениями интеллекта.
– Что Вы планируете ещё издать и как Вы видите будущее?
– С.Д.: Сейчас, продолжая преподавать в вузе, я выступаю в разных городах, обучаю в разных регионах страны. На сегодняшний день передо мной стоит задача передать те знания и опыт, которые у меня есть, специалистам образовательных организаций. Вооружить их знаниями о том, как работать с детьми.
В связи с изменениями в образовании школа изменилась: если раньше я работала в специализированной школе, куда приходят дети с заведомо известными трудностями, то сейчас в общеобразовательные школы приходят дети «группы риска», которым нужна специальная помощь тех, кто знает, как с ними работать.
Сейчас у меня подобраны различные материалы по сопровождению ребенка в условиях образовательного учреждения. И если раньше речь о сопровождении шла только в условиях детского сада или школы, то сейчас, на мой взгляд, мы должны как можно раньше начать оказывать помощь ребенку с нарушениями в развитии и его семье.
Что касается кафедры и научного направления, то нам удалось поднять их на высокий уровень международных стандартов. Надеюсь, так будет и дальше.
Дорогая София Давыдовна!
С восхищением наблюдаем за Вашей долгой напряженной творческой деятельностью, которая, равно как и Ваши замечательные человеческие качества, снискали любовь и самое искреннее наше уважение.
Влюбленному в свою профессию ученому, учителю, доброму, эмоциональному человеку, искреннему другу мы желаем новых творческих свершений, крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Коллектив кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии