Профессиональный разговор на тему продвижения медийно-информационной грамотности в системе образования стран СНГ состоялся на итоговой научно-практической конференции Международного проекта ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей», которая прошла 26 ноября 2020 года. Проект был реализован в партнерстве нескольких государственных и негосударственных организаций – Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университета, Евразийской ассоциации педагогических университетов и Ассоциации специалистов медиаобразования.
На площадках конференции обсуждались новые задачи и новые компетенции в области МИГ, практический опыт и возможности повышения уровня медийно-информационной грамотности педагогов, а также стратегии продвижения медийно-информационной грамотности в системах образования стран СНГ.
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжан, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов Эдуард Михайлович Никитин, национальный специалист по коммуникации и информации Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Сергей Карпов.
Первое пленарное заседание конференции было посвящено тем трансформациям, которые сегодня происходят в осмыслении самого понятия «медийно-информационная грамотность» и его интеграции в систему образования.
О цели образования и роли учителя с позиции будущего в своем выступлении на первом пленарном заседании говорил главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. Медийно-информационной грамотности как явлению повседневности было посвящено выступление заведующей кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университет Ирины Жилавской. Какие особенности работы социальных сетей стоит учитывать с точки зрения медийно-информационной грамотности отметил главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля. Об обществе в эпоху постправды, коронавирусном обострении и вере как ключевом факторе в восприятии информации размышлял доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета Иван Печищев. Вопросы визуально-аналитической грамотности в школе раскрыла в своем выступлении академический руководитель образовательной программы магистратуры «Журналистика данных» ВШЭ Тина Бережная. О будущем медиа на примере китайского бренда ByteDance и социальной сети Тик-Ток говорил руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Чёрный.
Второе пленарное заседание было посвящено непосредственно успешным практикам и возможности повышения уровня медийно-информационной грамотности педагогов.
Его открыла депутат Государственной Думы, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина. В своем выступлении она говорила о российской программе «Цифровой куратор» в контексте медийно-информационной грамотности. В заседании со своими докладами выступили также Светлана Шомов, профессор ВШЭ, исследователь Центра цифровых культур и медиаграмотности; Айгуль Омурканова, доцент кафедры международной журналистики Кыргызско-Российского славянского университета; Кристина Зайцева, старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования; Тамара Мацкевич, заместитель председателя Товарищества белорусской школы; Светлана Симакова, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Конференция завершилась панельной дискуссии по выработке стратегии продвижения медийно-информационной грамотности в системах образования стран СНГ. В дискуссии приняли участие представители образовательного сообщества разного уровня – общего, профессионального, высшего и дополнительного образования. Итогом дискуссии стали предложения, которые включают в себя такие направления деятельности как научные исследования в области современной трактовки МИГ, разработки индикаторов и определения уровня медийно-информационной грамотности учителей и преподавателей; создание модельных программ по МИГ и введение их в учебные планы высшего образования; разработка технологий, методик и способов интеграции элементов медийно-информационной грамотности в предметные области, дисциплины, традиционные уроки; разработка методических пособий для учителей, а также международное взаимодействие в этой области знаний. Всеми участниками дискуссии была одобрена инициатива МПГУ продолжить работу общественного научно-методического совета по МИГ и медиаобразованию, который был создан некоторое время назад в рамках деятельности ЕАПУ.
Вещание конференции осуществлялось на трех платформах – в Фейсбуке на страницах «Медийно-информационная грамотность» и «Кафедра ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан» и в Ютьюбе на канале Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Всего для участия в проекте ЮНЕСКО зарегистрировалось более 1 300 участников, в настоящее время трансляции мероприятий проекта на всех площадках собрали уже более 5 000 просмотров.