18 и 19 апреля 2024 года в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ состоялась VII Открытая межвузовская научно-практическая онлайн-конференция молодых исследователей «Экология медиасреды», организованная кафедрой медиаобразования. Конференция собрала участников из разных регионов России: Москвы, Петрозаводска, Оренбурга, а также представителей других стран: Казахстана и Швеции.
В рамках пленарного заседания были подняты вопросы деструктивного контента в медиапространстве (Никишин В. Д., кандидат юридических наук, директор Института информационной и медиабезопасности, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, руководитель Лаборатории информационной безопасности несовершеннолетних Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)), вопросы психологической безопасности личности в интернет-пространстве (Пучкова Е. Б., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет). На примере обучающего курса ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для преподавателей вузов стран СНГ, предложена модель внедрения медиаграмотности в обучение студентов (Голубцова Т. А. руководитель Дома медиаграмотности Карагандинской области, Казахстан). Предложен пример формирования процессной модели профессионального самоопределения старшеклассников в современном информационном обществе (Тажмуратова А. А., директор АНО «Центр медиаграмотности», методист РМЦ дополнительного образования Оренбургской области Особое внимание было уделено потенциалу современного российского кино в образовательной и культурно-просветительской деятельности (Кочеляева Н. А., кандидат исторических наук, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, эксперт Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ).
Руководителем секции «Медиавовлеченность, медиабезопасность, медиапрофессионализм: история и современность» являлась Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции доклады были посвящены региональной специфике медиадеятельности педагога, механизмам формирования медиакультуры педагога и анализу использования медиа в образовательном процессе. Обсуждались вопросы оптимизации процессов обучения с учетом влияния медиакультуры, а также роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации учащихся. Особое внимание было уделено проблемам медиабезопасности, в том числе использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе, влиянию экономической повестки СМИ на снижение интернет-преступности и воздействию контента мужских журналов на подрастающее поколение.
Руководителем секции «Технологии и практики коммуникации субъектов образовательной деятельности в социальных сетях и мессенджерах» являлась Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В рамках секции прозвучали 18 докладов. Тематика выступлений была многосторонней и интересной. Докладчики с увлечением рассказывали о своих исследованиях, о проведенной работе. Каждому докладчику были заданы вопросы, даны рекомендации и предложения по подготовке письменной версии выступления в виде статьи для публикации, а также для исследовательской части ВКР (для магистрантов кафедры). В чате конференции продолжалась коммуникация, обмен ссылками на материалы и полезные каналы и социальные сети.
Заседание секции «Культурно-просветительский опыт в медиасреде: возможности, угрозы, перспективы развития» проходило под руководством Бучкиной Елены Александровны, кандидата филологических наук, доцента кафедры медиаобразования ИЖКМ Московского педагогического государственного университета. В центре внимания оказались вопросы репрезентации и трансляции культурного наследия в медиасреде, методы, средства и технологии медиапедагогики, просветительская деятельность музеев и библиотек в цифровой среде, а также стратегии популяризация чтения с использованием различных онлайн-ресурсов и инструментов.
Работа секций «Медиа, креативные индустрии и образование» и «Медиа и креативные индустрии глазами начинающих исследователей» проходила на базе ГБОУ Школа № 1347. Руководителем являлась Матюхина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет. Участниками стали преподаватели, аспиранты, магистранты вузов, методисты Института развития профессионального образования Московского городского педагогического университета, учителя московских школ – участниц городского проекта «Медиакласс в московской школе».
Хавренкова Ирина Юрьевна, куратор проекта «Креативная вертикаль», ГБОУ Школа №1347 была руководителем секции для школьников и обучающихся системы СПО. Участниками секции были ученики классов проекта «Медиакласс в московской школе» и учащиеся, которым интересна тема взаимосвязи медиа и креативных технологий и образования. Юные участники конференции представили друг другу проекты, выполненные в разных медиа форматах (анимационные и документальные фильмы, рекламные тексты и лонгриды), направленные на решение воспитательных и образовательных задач.
Всего в работе конференции приняли участие более 100 человек. Были намечены перспективы развития конференции, а также обсуждено содержание сборника материалов по ее итогам. Ожидается, что в следующем году география участников научно-практической конференции молодых ученых заметно возрастет и конференция обретет статус международной.
Кафедра медиаобразования