На базе Института истории и политики МПГУ состоялась встреча с киноведом, театральным критиком, основателем онлайн-платформы о кинематографе «Как в кино» и преподавателем теоретического курса «История мирового кинематографа» Киношколы МПГУ Анной Ивановной Рыжовой на тему: «Кино и сигареты: как и зачем герои курят на экране?»
Мероприятие было организовано в рамках работы Киноклуба Студенческого научного общества Института истории и политики МПГУ, открывшего цикл лекций приглашенных преподавателей кинопедагогики и теоретиков киноискусства.
Темой встречи стало обсуждение места курения в истории мирового и отечественного кинематографа от его зарождения до наших дней. В ходе лекции была рассмотрена эволюция сигареты на разных этапах развития человечества и ее репрезентация на киноэкране в качестве агитации или цензуры в зависимости от изменения отношения общества к данной вредной привычке. Студенты узнали, как демонстрируемые разные виды табакокурения в кинематографии характеризуют определенные социальные классы и их поведение.
По итогам лекции был сделан вывод, что на протяжении всей истории мировой цивилизации сигарета как символическая и художественная функция киноязыка претерпела модификацию собственной формы. В конце XIX в. сигарета в кино фиксировала окружающую реальность, но в начале XX в., несмотря на действие запретов, превратилась в завораживающий атрибут курящего героя и антигероя; а затем стала показателем роскошной жизни и желанным штрихом экранной мужественности.
С середины XX в., после окончания Второй мировой войны, наступил кризис самоидентификации, и сигарета в художественных фильмах стала индикатором психологизма и штампом внутреннего тревожного состояния потерянных курильщиков. Однако в «дымящие» 60-70-е гг. прошлого столетия она обрела значение респектабельности, свободы и протеста. В последние десятилетия XX в. сигарета еще несла смысловую нагрузку, продолжая выступать либо в качестве показателя нарушения запретов, либо как модель мышления.
Однако на сегодняшний день с появлением электронного курения и ведением антитабачной кампании сигарета перестает быть интертекстуальным инструментом. В наше время современные режиссеры нередко дают сигарету актеру для того, чтобы заполнить пространство в кадре и создать интимную камерную атмосферу, закрывая тем самым сценарные пробелы. Несмотря на это, кинематографическое наследие прошлого все же оставляет нам веру в то, что сейчас курение в кинематографе может обрести художественную ценность, если его направить в нужное правильное русло.
Студенческое научное общество ИИиП