19 декабря 2025 года в библиотеке Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ состоялась презентация книги заведующего кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидата педагогических наук, доцента Российской академии образования Ивана Юрьевича Руднева «А.А. Клейдинс – учитель, наставник, художник. Педагогика изобразительного искусства в условиях изостудии» – первого системного научного исследования педагогической деятельности выдающегося деятеля отечественного художественного образования.
Мероприятие стало данью памяти Алексею Алексеевичу Клейдинсу (1940–2025) — руководителю народной изостудии «Радуга», выпускнику Московского государственного заочного педагогического института, заслуженному работнику культуры Российской Федерации. На протяжении более 50 лет он формировал уникальную педагогическую модель, основанную на принципах строгости, личностной ответственности и глубокой веры в творческий потенциал ребенка. Его методика, органично сочетающая художественное мастерство, эстетическое воспитание и педагогическую дисциплину, является образцом эффективной практики в сфере внешкольного художественного образования.
На презентации выступили ведущие специалисты в области теории и методики изобразительного искусства:
- академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, научный руководитель ХГФ ИИИ Станислав Петрович Ломов, подчеркнувший значимость наследия Клейдинса А.А. для сохранения традиций русской педагогической школы;
- декан ХГФ ИИИ МПГУ Константин Михайлович Зубрилин, отметивший актуальность модели «изостудии» в деле патриотического воспитания детей и подростков;
- академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Борис Анатольевич Карев, назвавший монографию «важным шагом в реконструкции педагогического знания, уходящего из современной практики»;
- доктор педагогических наук, профессор Сергей Евгеньевич Игнатьев, подчеркнувший методологическую строгость исследования и его значение для подготовки педагогов изобразительного искусства;
- заслуженный учитель РФ, руководитель художественного направления школы №548 “Царицыно” Геннадий Владимирович Соколов и заслуженный учитель школ Москвы, почетный работник общего образования РФ, куратор художественного направления школы № 1955 Всеволод Олегович Романков, поделившиеся опытом трансляции принципов Клейдинса А.А. в школьное художественное образование;
- доктор педагогических наук, профессор Сейткали Абдикадырович Аманжолов и кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дизайна и народных художественных ремесел ГУП Алексей Николаевич Витковский поддержали инициативу систематизации педагогического наследия А.А. Клейдинса и отметили его значение для развития художественного образования в XXI веке.
Особую ценность изданию придают глубокий теоретический анализ, уникальные архивные материалы, авторские педагогические программы, интервью и личные свидетельства бывших воспитанников А.А. Клейдинса — среди которых присутствовали на презентации – Артем Коваленко, Роман Александров и Елизавета Алтухова, ныне сами активно работающие в сфере художественного образования.
Мероприятие прошло в гибридном формате, объединив участников из Москвы, регионов России и зарубежных стран. Библиотека Художественно-графического факультета была заполнена до отказа — студентами, аспирантами, преподавателями и представителями профессионального сообщества, — что придало встрече дух подлинного праздника педагогики и насыщенный характер живого научно-методического диалога.
Организаторами выступили академик РАО и РАХ, научный руководитель художественно-графического факультета Станислав Петрович Ломов и декан художественно-графического факультета Института изящных искусств Константин Михайлович Зубрилин при активной поддержке и по инициативе директора Института изящных искусств Андрея Александровича Коновалова, чье внимание к сохранению педагогического наследия отечественной художественной школы, во многом способствовало реализации этого научно-методического проекта.
Монография И.Ю. Руднева — это не только дань памяти в привычном смысле, а серьезный научный труд, вносящий существенный вклад в историю и теорию педагогики изобразительного искусства. Книга станет важным ориентиром для исследователей, практикующих педагогов, студентов и методистов, для которых вопросы системности в обучении, художественного мастерства и личной педагогической ответственности не просто профессиональные установки, а основа педагогического мировоззрения.
Мероприятие вызвало живой интерес у студентов и аспирантов. Многие отметили, что вместо формального отчета о монографии, аудитория погрузилась в атмосферу уникальной образовательной среды благодаря личным воспоминаниям автора.
Полина Кузнецова, студентка 3 курса, отметила:
«19 декабря в библиотеке Художественно-графического факультета МПГУ я побывала на презентации книги И.Ю. Руднева об изостудии “Радуга” и педагогике А.А. Клейдинса. Самое ценное было увидеть работающую модель художественного образования детей и подростков, а не просто прочитать о ней. Для меня, как для будущего педагога, это ценный пример того, как можно выстраивать работу в дополнительном образовании».
Галина Банникова, студентка 3 курса, поделилась:
«На презентации присутствовали студенты, преподаватели, а также представители других вузов и художественных школ. Иван Юрьевич Руднев рассказал, как проходили занятия в изостудии „Радуга“, какие задачи ставил А.А. Клейдинс перед учениками и как педагогическая система, выстроенная Клейдинсом, позволяла учащимся добиваться высоких художественных результатов.
Ксения Мельникова, студентка 3 курса, подчеркнула:
«Меня впечатлило, насколько искренне Иван Юрьевич говорил о своем учителе. Рассказал не только о методах, но и о духе изостудии „Радуга“, о дисциплине, уважении, требовательности и вере учителя в каждого ученика. Поняла, что хорошее художественное образование — это не только рисунок, но и воспитание. Встреча получилась живой и душевной».
Фото: А.В. Рузаев














































