25 июня 2022 г. состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт». Мероприятие было организовано в рамках продолжающегося проекта Института детства МПГУ «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», который с 2021 года реализуется научной группой кафедры психологической антропологии и дефектологического факультета: зав. кафедрой, к.психол.н. Луиза Игоревна Адамян; доцент, к.филол.н. Елена Игоревна Адамян, ст. преподаватель Елена Борисовна Колосова. Научным руководителем проекта являются д.п.н. Анна Алексеевна Алмазова, д.п.н. Ирина Дмитриевна Демакова. Проблема воспитания в современной школе всех детей, в том числе с разными образовательными потребностями, сегодня чрезвычайно актуальна и вызывает искреннюю заинтересованность в обсуждении среди педагогов-практиков, исследователей общего и специального образования, методистов, администрации образовательных организаций как общего, так и высшего образования. Об этом свидетельствует охват участников: по статистическим данным на конференцию зарегистрировались 6 847 физических лиц, из них 2849 подключились в качестве слушателей; в течение девяти с лишним часов, пока длилась работа секций (точная продолжительность: 9 часов 13 минут), в эфире одновременно присутствовали не менее 396 участников.
Поделиться опытом воспитательных практик, включающих детей с ОВЗ и инвалидностью, изначально предложили представители 80-ти регионов Российской Федерации, в итоге организационным комитетом были выбраны 32 доклада, содержание которых максимально отражало заявленную тему конференции.
Модератором конференции выступила Л.И. Адамян, к.психол.н., заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ.
Среди докладчиков были представители педагогических вузов (Российской государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Воронежский государственный педагогический университет, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева); специальных и общеобразовательных школ разных регионов; ресурсных центров (Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»», г. Кызыл; Центр дистанционного образования, ГБУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар, ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса», г. Евпатория, Республика Крым, региональный социопсихологический центр городского округа Тольятти (РСПЦ г. Тольятти, ), Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ); институтов развития образования(Институт развития образования Иркутской области), флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».
В пленарной части, традиционной для формата конференции, были поставлены ключевые вопросы, связанные с проблемой воспитания в науке и практике, и освещены наиболее масштабные стратегии образовательной политики Российской Федерации в части воспитания. Доклад Дацюк Таис Александровны, начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, касался актуальных проектов Министерства Просвещения, поддерживающих воспитательную работу с детьми, в том числе с ОВЗ. Таис Александровна рассказала о конкретных разработках министерства, которые могут использоваться в воспитательном процессе школ в разных регионах, о едином образовательном пространстве России, которое во многом создают межрегиональные конкурсы, мероприятия, фестивали и др. образовательные события, ориентированные на разнообразные познавательные интересы и поддержку инициативности детей.
В приветственном слове Анны Алексеевны Алмазовой, директора Института детства, д.п.н., профессора, заведующего кафедрой логопедии были обозначены направления исследований воспитания в инклюзивных и специальных школах, выявлены перспективные научные подходы на стыке специальной и общей педагогики, обозначены перспективы исследований Института детства в части воспитания детей с особыми потребностями, востребованные профессиональным и родительским сообществом. Татьяна Николаевна Владимирова, д.п.н., профессор, проректор по связям с общественностью, директор Института журналистики актуализировала ценность и значимость воспитательной работы в подготовке студентов современного педагогического вуза.
В концептуальном докладе д.п.н., профессора Ирины Дмитриевны Демаковой «Современная теория воспитания в поисках новых путей гуманизации пространства детства» были определены роль и место педагога-воспитателя в жизненном пространстве особого детства, выделены ключевые педагогические ценности, определены технологии фасилитации как ведущие в помогающей практике, установлены взаимосвязи между отечественными педагогическими традициями и научным наследием Януша Корчака в контексте воспитания.
Несмотря на дистанционный формат конференции между спикерами свободно возникал живой содержательный диалог. Так после выступления председателя Ассоциации руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения, директора ГБОУ г. Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Ивана Владимировича Вишневецкого «Социально-бытовая ориентировка как элемент воспитательной работы в ГБОУ ШОР №1» оказалось, что многие выпускники и ученики этой школы одновременно являются многолетними участниками интеграционного корчаковского лагеря «наш Дом», которым руководит Ирина Дмитриевна Демакова. И как практикующий педагог она хорошо знает и помнит этих детей.
Сергей Витальевич Шариков, Рh.D, руководитель проекта «УчимЗнаем», Почетный работник общего образования Российской Федерации в докладе «Среда госпитальной школы в целях поддержки благополучия детей, находящихся на длительном и тяжёлом лечении в медицинских стационарах» сделал значимое для всего хода конференции заключение: обратился к трактовке понятия «особые потребности» и определил, в чем они заключаются для долго болеющих детей. Этот доклад во многом предопределил глубину научно-практического уровня секционных заседаний.
Евгения Владимировна Хилькевич, к.полит.н., руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ) рассказала о «Социокультурной интеграции в рамках реализации программы воспитательной работы обучающихся с РАС». Представленная система работы со школьниками с РАС в докладе Евгении Владимировны вызвал большой отклик у слушателей и организаторов конференции, поскольку наряду с пониманием актуальности и сложности темы помощи детям с аутизмом, значимости психолого-педагогического опыта, крайне важным представляется возможность профессиональных связей в этом вопросе. В 2022 году объявлен набор на программу бакалавриата «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (44.03.03) (очная форма обучения)». В этой связи сотрудничество Института детства МПГУ с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС особенно перспективно.
Оргкомитет конференции благодарит за идейную включенность, содержательный вклад в развитие профессионального сообщества и помощь в модерации секций: Кулакову Елену Владимировну, к.п.н., декана дефектологического факультета Института детства МПГУ; Ткачеву Викторию Валентиновну, д.п.н., профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ; Исмаилову Индиру Седрединовну, к.п.н., заместителя декана дефектологического факультета, доцента кафедры тифлопедагогики Института детства МПГУ.
Научные дискуссии и представленные региональные практики воспитания детей с ОВЗ заложили основу следующего шага проекта – апробации конкретных модулей рабочей программы воспитания, которая планируется с сентября 2022 в 10-ти регионах Российской Федерации.
Председатель организационного комитета,
заведующий кафедрой психологической антропологии
Л.И. Адамян