6 декабря 2023 года кафедрой юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя совместно с Центром социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета проведен научный семинар на тему «Деструктивное поведение несовершеннолетних: проблемы и технологии работы» с участием курсантов Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел и сотрудников Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения.
В рамках семинара были обсуждены актуальные проблемы агрессии и деструктивного поведения подростков и молодежи в контексте психологической и педагогической науки. Главная цель мероприятия заключалась в развитии у курсантов и слушателей Университета представления основных детерминант школьной агрессии и буллинга. Отдельное внимание было обращено на профилактику девиантного и деструктивного поведения несовершеннолетних.
Торжественно открыл научное мероприятие Начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор Вячеслав Лазаревич Цветков. Он особенно отметил актуальность проблем девиантного поведения несовершеннолетних как для психологов, так и для специалистов, которые будут работать в подразделениях по делам несовершеннолетних.
Доклад на тему «Проблема агрессии и буллинга: состояние и пути решения» участникам семинара представил академик РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, Директор центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ Артур Александрович Реан.
В своем выступлении он подчеркнул, что проблема агрессии и буллинга в современном образовании характерна в большей степени для школьного образования, на ступени высшего образования буллинг менее актуален, а вот тема агрессии актуальна везде. Докладчик отметил, что в последние годы наблюдается рост агрессивных состояний у молодежи, поэтому очень важно этому противостоять.
Артур Александрович рассмотрел феноменологию и структурно-содержательные особенности буллинга в контексте психологии агрессии. Представив слушателям результаты авторских исследований, он отметил особую сильную связь агрессии со школьным климатом и его компонентами, почеркнув генеральную закономерность: чем хуже школьный климат, тем выше агрессивность в коллективе. Исследования также демонстрируют, что школьная травля снижается с возрастом, что подтверждается не только диагностикой в школьной среде, но и, например, подтверждается ретроспективным восприятием буллинга студентами. Тем не менее, следует подчеркнуть, что буллинг является не только школьным феноменом, он может присутствовать и в других коллективах, например, в трудовых, с теми же закономерностями, но со своей спецификой.
Отдельное внимание Артур Александрович уделил социально-перцептивным особенностям восприятия буллинга у современных педагогов, сензитивности и эмпатии молодых педагогов, уровне профессионализма и проблеме профессионального выгорания педагогов, влияющих на идентификацию актов буллинга. Кроме того, было отмечена многоаспектная роль родителей (семьи) в превенции подросткового буллинга. Невовлеченность родителей, школьных психологов и классных руководителей блокирует вопрос о преодолении проблемы буллинга, решаемой совместными усилиями семьи и школы. Резюмируя, докладчик указал на возможные направления практической деятельности: должны быть разработаны специальные дифференцированные профилактические программы (отдельно для семьи и для школы, но они обязательно должны учитывать взаимодействие этих акторов образовательного процесса), просветительские программы для родителей (как для родителей детей жертв, так и для булли и свидетелей), программы повышения квалификации (как для педагогов, так и для школьных психологов), всероссийские конкурсы лучших региональных программ и практик, которым нужна специальная экспертиза, а лучшие из них должны быть тиражированы.
Аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, ученый секретарь Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, кандидат психологических наук Алексей Андреевич Ставцев презентовал слушателям доклад на тему «Профилактика агрессии, буллинга и школьного неблагополучия: позитивно-психологический подход».
В своем выступлении он отметил, что одним из способов и методов коррекции буллинга является позитивно-психологический подход. Представив краткое описание направления «позитивная психология», начиная с его истоков в виде концепции «выученной беспомощности» и заканчивая практическими элементами ее воздействия на личность через позитивные психологические интервенции, Алексей Андреевич подчеркнул, что период подросткового возраста является особенно гибким для воспитания и взращивания тех качеств, которые позволяют противостоять негативным эффектам окружающей среды.
В контрасте позитивных психологических интервенций и «Анти-» программ (антибуллиинговых, антиалкогольных и т.п.), по мнению докладчика, преимущество интервенций состоит в том, чтобы сформировать у личности своеобразный «защитный барьер», возможность адекватно отвечать на негативные воздействия извне. Еще одно преимущество состоит в том, что анти-программы проводятся на целевой выборке выявленных «нарушителей», а позитивные психологические интервенции могут быть экстраполированы на всю образовательную систему и положительно влиять на всех ее участников. Комплементарный пример эффективности позитивных психологических интервенций приведен докладчиком с отсылкой на опыт китайских пенитенциарных систем, охватывающих большое количество испытуемых и демонстрирующих высокий положительный ресоциализационный эффект.
Алексей Андреевич также представил слушателям модель «24 сильных сторон личности» (Values in Action – VIA), разработанную М. Селигманом и К. Питерсоном, на основе которой ведутся теоретико-практические разработки Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ. Органическое сочетание теоретического (VIA) и практического (позитивных психологические интервенции) компонентов позитивной психологии, открывает новые возможности для изучения психологии индивидов, создания новых методов образования, терапии, коучинга и многого другого. Докладчик отметил, что результаты исследований показывают, что чем более развиты, например, такие качества личности как любознательность, энергичность, благодарность и оптимизм, тем меньше в ней развита агрессия. Завершая свое выступление, Алексей Андреевич представил слушателям монографию «Позитивная психология и педагогика» и учебно-методические пособия, связанные с этой областью психологического знания и разработанные сотрудниками Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ под руководством академика РАО Артура Александровича Реана.
Завершило серию докладов выступление доктора психологических наук, профессора кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя Валерия Сергеевича Агапова на тему «Специфика антисоциальной креативности несовершеннолетних».
Докладчик отметил, что в проблемном поле психологической науки чаще оказываются темы, связанные с психологией творческой личности, психологией творчества и креативности, однако исследователи обратили внимание на использование дивергентного мышления в тех случаях, когда достижение целей человеком приводит к нанесению намеренного вреда другим людям или объектам. Эта проблема сегодня очень актуальна. Антисоциальная креативность применяется сегодня и в мошенничестве, и в буллинге, и в вандализме и т.д. Обращаясь к работам отечественных исследователей Н.В. Мешковой, С.Н. Ениколопова, О.Г. Кравцова, можно отметить ряд исследований в этой области, на полученные данные которых докладчик хочет обратить внимание аудитории, что проливает свет на механизмы возникновения и реализации негативных явлений креативности, а также на подготовку превентивных мероприятий.
Валерий Сергеевич отметил, что в статьях Н.В. Мешковой, С.Н. Ениколопова проанализированы современные направления социально-психологических исследований креативности, социального взаимодействия. Дефиниция «социальной креативности», таким образом, может иметь следующую трактовку: «это способность личности находить оригинальные решения в социальных ситуациях, максимально соблюдающие интересы данной личности и минимально нарушающие интересы других людей, вовлеченных в ситуацию.
В свою очередь, термин «антисоциальная креативность» вышеуказанные авторы, на основе обобщения различных исследований, трактуют следующим образом: это результат дивергентного мышления, реализованный в продукте, идее, решении и намеренно направленный на нанесение вреда кому-либо для достижения, прежде всего, собственных целей. Докладчик отмечает, что антисоциальная креативность проявляется в следующих негативных видах поведения: буллинг, агрессивный юмор, хакерство, кибермошенничество, ложь, плагиат, кража, сексуальное преследование, распространение слухов, вандализм. Докладчик представил слушателям модель взаимосвязи креативности и девиантности, представленную Н.В. Мешковой и С.Н. Ениколоповым. Специфика антисоциальной креативности несовершеннолетних, по данным исследователей, состоит в том, что в число отрицательных личностных предикторов входят черты Большой пятерки: вражда (у мальчиков) и агрессия (у девочек). Валерий Сергеевич отмечает, что требуется проведение дальнейших исследований в этой области. По мнению других авторов, отмечает докладчик, может быть использован термин «креативная девиантность» как достижение легитимных целей нелегитимными способами. Завершая свое выступление, Валерий Сергеевич рассмотрел комплексную модель креативности и девиантности.
Научное мероприятие закончилось оживленной дискуссией, в которой курсанты Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел активно задавали вопросы по рассматриваемым темам и участвовали в обсуждении по актуальным проблемам, основываясь на опыте взаимодействия с обучающимися подшефных образовательных организаций.