Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Состоялся Методологический семинар МПГУ на тему «Литературное образование в условиях цифровой трансформации: традиции и перспективы»

Новости МПГУ

В МПГУ состоялся заключительный в текущем учебном году Методологический семинар университета на тему «Литературное образование в условиях цифровой трансформации: традиции и перспективы».

Руководитель семинара академик РАО, и.о. первого проректора МПГУ Дронов Виктор Павлович отметил, что цифровизация является огромным вызовом традиционной литературе и традиционному преподаванию предметов, причем литературы это касается в большей мере, потому что излишняя визуализация становится вызовом всему человечеству. Виктор Павлович сообщил, что в университете ведется работа над трансформацией, отбором содержания, принципами отбора содержания, построением новых принципов учебных курсов в связи с тем, что перед предметниками, в том числе литераторами, поставлены задачи подготовки новых учебно-методических комплексов.

На семинаре выступил доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии МПГУ; главный редактор журнала «Литература в школе»; директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МПГУ Чертов Виктор Федорович на тему «Школьное литературное образование: ценностные ориентиры в цифровую эпоху». В докладе был представлен обзор проблем современного литературного образования и предложены пути их решения. В докладе отмечено, что в рамках государственной политики в области образования Правительством дан целый ряд поручений, которые напрямую касаются преподавания русского языка и литературы: создание единой государственной линейки школьных учебников по русскому языку и литературе; создание списков литературных произведений современных писателей патриотической направленности. Сегодня эта задача выполнена, список находится на стадии экспертизы. В докладе представлены современные подходы в обучении литературе. «Образование сейчас находится на этапе обновления содержания и методики обучения. Важно сохранение нашей национальной отечественной традиции преподавания русского языка и словесности (раньше), русского языка и литературы (сейчас). Новые форматы — это новые инструменты для того, чтобы помочь понять лучше то, что хотелось бы осмыслить по-другому», – завершил свое выступление В.Ф. Чертов.

О современных тенденциях развития школьного курса на историко-литературной основе рассказал Зинин Сергей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ; руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе. В выступлении Сергея Александровича представлены основные вехи формирования нормативной основы историко-литературного курса, а также выявлены структурные и содержательные особенности историко-литературного курса. В докладе обозначены основные учебно-методические проблемы – как избежать перегрузки программы, не допуская ее обеднения, разрушения культурных кодов; учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

Доклад Антиповой Аллы Михайловны, доктора педагогических наук, профессора, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ; начальника отдела организационно-методического сопровождения Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МПГУ был посвящен проблемам подготовки и научно-методического сопровождения профессионального развития учителя-словесника. В ходе доклада рассмотрены ключевые характеристики современной эпохи и современного образовательного пространства и времени школы.

А.М. Антипова отметила большой вклад, который внесен преподавателями Института филологии МПГУ в разработку модельных программ предметно-методических модулей, программ бакалавриата и базового высшего образования, основанных на единых подходах, в соответствии с концепцией ядра высшего педагогического образования и представила научную и учебно-методическую литературу, которая посвящена этой тематике.

Тематика семинара вызвала у участников большой интерес и оживленную дискуссию.

«В процессе предметно-методического поиска, в том числе по литературе, новых форматов, новых критериев отбора и построения материала нам важно определить общие методологические и методические подходы, применимые к разным специальностям и предметам», – подчеркнул Дронов Виктор Павлович.

«Образование – это средство сохранения единства нации, высказывание Екатерины II, которое применимо к литературе тоже. Образование – основа жизни наших будущих поколений и одна их тех вещей, которые сложились еще в 19 веке и нуждаются в современном преломлении», – отметил ученый секретарь семинара, доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ Каракозов Сергей Дмитриевич.

«У нас в институте осуществляется многопрофильная подготовка специалистов по литературе, русскому языку и истории в течение 6 лет обучения. Мы включены в такой эксперимент по подготовке многопрофильного специалиста для малокомплектных школ, для сельских школ, для школ, в которых есть подготовка детей с особыми образовательными потребностями. Уделяется колоссальное внимание практической подготовке с межкафедральной интеграцией. Мы приглашаем к таким междисциплинарным проектам кафедры других факультетов истории, философии, чтобы литература, о которой мы сегодня говорим, была подсвечена другими предметами и проектами. Таким образом междисциплинарность не вредит, не сокращает литературную подготовку наших будущих учителей, а делает её акцентированной» – высказалась директор Института филологии МПГУ, доктор филологических наук Елена Геннадьевна Чернышева.

Также в рамках дискуссии были обсуждены вопросы о формировании литературной культуры; о конечной цели, которая должна быть достигнута на выходе при преподавании литературы; о ситуации с ЕГЭ по литературе и ряд других вопросов по обозначенной тематике.

В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 80 слушателей, в том числе ученые и педагоги МПГУ, а также представители различных научных учреждений и вузов и России: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Воронежский государственный педагогический университет, Ивановский государственный университет, Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева, Московский городской педагогический университет, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Российский университет традиционных художественных промыслов, Самарский государственный социально-педагогический университет, Смоленский областной институт развития образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал), Томский государственный педагогический университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.

Видеозапись семинара доступна по ссылке  https://vkvideo.ru/video-30321356_456240168?list=ln-Wrwa91PrxfxzfZM1eP

 

Презентация выступления Чертова В.Ф.

Презентация выступления Зинина С.А.

Презентация выступления Антиповой А.М.

 

Благодарим за фотосъемку Савина Сергея Леонидовича.

03 / 07 / 2025

Показать обсуждение