22 мая 2024 года в Зале заседаний Ученого совета Главного корпуса Московского педагогического государственного университета прошел тематический круглый стол «Традиции семейного образования в славянских странах». В цели круглого стола входило представление истории и практики семейного образования у народов России и других славянских стран, ценностных основ и традиций семейного воспитания и обучения, а также принципов сотрудничества школы и семьи в современных системах образования.
Круглый стол – значимое мероприятие Года семьи, которым по указу Президента Российской Федерации объявлен 2024 год. Важные события этого года объединяют педагогическое сообщество всего постсоветского пространства. Круглый стол был организован в партнерстве с Евразийской ассоциацией педагогических университетов, вузом-учредителем которой является МПГУ, а также Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка.
Самое активное участие в обсуждении предложенных тем приняли коллеги из разных вузов и школ Республики Беларусь – из Минска, Гродно, Мозыри. К работе круглого стола подключились преподаватели и студенты Кубанского государственного университета, образовательных организаций Краснодарского края. В очном режиме выступления о традициях семейного образования и воспитания слушали студенты Института филологии и Института социально-гуманитарного образования МПГУ. Активно представляли свой опыт работы московские учителя. Среди зарегистрировавшихся на круглый стол для дистанционного участия – руководители и кураторы педагогических и медиа-классов московских образовательных комплексов. Участниками круглого стола также стали финалисты конкурса педагогического мастерства в области духовно-нравственного образования «Религия и культура»-2024, итоговые мероприятия которого проходили в этот день в МПГУ.
Открывая круглый стол, первый проректор Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии образования, профессор Виктор Дронов отметил, что традиции семейного образования, преемственность основ семейного воспитания, которые сохраняют крепкую семью и укрепляют межпоколенческие связи, – общее наследие всех славянских, и не только, народов. Именно сохранение этого наследия, которые передали нам предки, поддержка и взаимопомощь, сотрудничество и сотворчество в деле воспитания молодых помогут нам противостоять тенденции к атомизации общества, которое наблюдается в современном цифровом мире.
Одна из главных тем круглого стола – сотрудничество семьи и школы на всех уровнях образования. Высокая социальная значимость этого вопроса была отмечена в приветственном слове к участникам от депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ, члена Комитета по просвещению ГД Анны Скрозниковой. Она заметила, что со стороны законодателей принимаются серьезные меры по укреплению и расширению каналов взаимодействия семьи и школы как основных институтов социализации детей, повышению уровня взаимодействия родителей и педагогов, совершенствованию отношений всех участников образовательного процесса в деле воспитания детей, расширения общественного влияния в образовании. Депутат выразила поддержку инициативе МПГУ в обсуждении данной темы и выразила надежду, что итоги работы круглого стола помогут выработке своевременных решений, способствующих укреплению основ семейного образования народов России.
Встреча за круглым столом состоялась в дни, когда в России и других славянских странах вспоминают великих славянских просветителей, равноапостольных братьев – святых Кирилла и Мефодия. Обращение к христианским ценностям, крепкая семья и межпоколенческие связи лежат в основе традиций просветительства и воспитания всех славянских народов. Неразрывную связь семейного воспитания и работы школы подчеркнул в своем приветствии руководитель Отдела религиозного образования Московской епархии Иеромонах Онисим (Бамблевский). О том, как традиционные ценности помогают в современном семейном воспитании, какие нормы остаются актуальными из классического свода правил «Домострой», рассказал профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии и кафедры теории и истории государства Института социально-гуманитарного образования МПГУ Владимир Кабанов. Идеологию семьи и ее функции в воспитании ребенка осветила в своем выступлении профессор Минского городского института развития образования Любовь Романенко.
Традиции и исторический опыт социализации подрастающего поколения у славянских народов представила в своем выступлении директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Елена Теплова. В докладе было отмечено, что наблюдающийся в современных семьях межпоколенческий разрыв и отсутствие авторитетов создает трудности в социализации детей, и что стоит обратить внимание на такие практики семейного образования, как трудовое воспитание и совместный семейный труд, игры с четкой ориентаций на роли в соответствии с полом ребенка, чтение сказок с четко выраженной символикой добра и зла, общение с бабушками и дедушками.
Тематически выступления участников выстроились в три блока. В первом из них освещались формы сотрудничества школы и семьи на разных уровнях образования – от детского сада до университета. Современные тенденции сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в славянских странах подробно представила профессор Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Ольга Зверева. Преемственности традиций семейного образования школьников было посвящено выступление методиста ГБОУ г. Москвы Школа №2097 Елены Меркель. Доцент кафедры психологии и социальной педагогики Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина из Республика Беларусь Михаил Дыгун рассказал о семейных ценностях белорусской молодежи.
Второй блок выступлений затронул вопросы психолого-педагогической поддержки родителей: о формах и методах сопровождения родителей, в том числе в МПГУ, рассказала доцент кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ Анна Ивановна Щербина, о помощи приемным родителям – старший преподаватель Минского городского института развития образования Татьяна Гурская.
Третий блок выступлений представил инструментарий и разнообразные формы просветительской воспитательной работы, в том числе в дополнительном образовании школьников и студентов. В данном блоке были заявлены выступления белорусских коллег: об образовательном и воспитательном потенциале конкурсов эссе общественно значимой направленности (на примере работ в рамках конкурсов “Золотое перо Белой Руси” и “Билингва”) преподавателя Белорусского национального технического университета, члена МПО Анны Викторовны Ерошевич, и о православных традициях в школьной литературе – учителя русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №42 г. Могилёва» Елены Опидович.
Ярким завершением круглого стола стала презентация «Семейная сага в российском кинематографе» директора Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, доцента кафедры философии Ивана Козлова. Он представил широкий спектр советских и российских кинолент и сериалов, где в центре – история семьи на фоне истории страны: взаимоотношения близких людей, которые проходят сквозь испытания временем, зачастую оказываясь перед трудным выбором, но остаются верным заветам предков, заботятся о детях, сохраняют любовь и верность.
Организационно-методическое сопровождение круглого стола осуществляли Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и Факультет регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ: декан факультета и модератор круглого стола – Елена Омельченко, куратор мероприятия – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО Марина Кривенькая. Благодарим всех участников и выступающих за отклик на инициативу университета и надеемся, что проведение тематических круглых столов по разным аспектам педагогики и образования в славянских странах будут и впредь вызывать интерес партнеров университета, в том числе в рамках Дней славянской письменности и культуры в МПГУ.
М.А. Кривенькая