20 июня в Министерстве образования и науки РФ прошло заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов. Модератором выступил заместитель Министра образования и науки России В.Ш. Каганов.
– Наша сегодняшняя задача проанализировать результаты того, что сделано в соответствии с Межведомственным комплексным планом, реализация мероприятий которого завершится в конце этого года. Нам также нужно подумать о перспективах, поставить новые важные задачи, – сказал, открывая заседание Совета В.Ш. Каганов.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянов выступил с докладом о реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016-2017 годы. Он сообщил, что до конца текущего года мероприятия плана будут реализованы в полном объеме.
По словам директора Департамента, одним из ключевых мероприятий плана стало введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
– Все первоклассники с ОВЗ 1 сентября 2016 года начали учиться по новым ФГОС. Как показывают данные проводимого нами мониторинга, за период подготовки к введению к ФГОС значительно обновлена материально-техническая база, в первую очередь, в специальных школах, реализующих адаптированные образовательные программы. Если в 2013 году, когда еще разрабатывались проекты ФГОС, данные мониторинга показывали, что только 16 процентов специальных (коррекционных) школ имели современную материально-техническую базу, то к 1 сентября 2016 года уже 94 процента таких школ полностью соответствовали требованиям ФГОС, – отметил Е.А. Сильянов.
Он отметил, что с 2016 года был скорректирован формат программы «Доступная среда».
– Первые 5 лет программы – с 2011 по 2015 годы – мы создавали условия для инклюзивного образования в общеобразовательных школах, и таких школ у нас по итогам 2015 года более 20 процентов. Теперь в рамках программы мы предоставляем субсидию на создание условий для реализации адаптированных программ преимущественно в коррекционных школах или школах, в которых есть коррекционные классы. Это хорошая поддержка регионам и все 1706 коррекционных школ по всей стране за период с 2016 по 2020 годы смогут получить субсидию из федерального бюджета. В прошлом году финансирование за счет программы уже получили 261 коррекционная школа, в этом году – еще 344 школы, – информировал Е.А. Сильянов.
Директор Департамента также затронул тему повышения квалификации сотрудников, работающих с детьми с ОВЗ.
– Разработаны программы повышения квалификации и модули для включения в программы повышения квалификации практически по всем вопросам сферы образования детей с ОВЗ: по ранней помощи и дошкольному образованию, по вопросам введения и реализации ФГОС, по инклюзивному образованию, по работе с детьми после кохлеарной имплантации, по организации профессиональной ориентации и дополнительному образованию детей с ОВЗ, – сказал Е.А. Сильянов.
Е.А. Сильянов также информировал, что на данный момент открыты два федеральных ресурсных центра – по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Он также предложил членам Совета обсудить необходимость открытия еще двух федеральных центров – по работе с детьми с нарушениями зрения и слуха.
Евгений Александрович подчеркнул, что среди значимых мероприятий, которые должны быть завершены в текущем году – внесение изменений в закон об образовании, утверждение приказов Минобрнауки об особенностях реализации образовательных программ дошкольного и общего образования, утверждение порядка профориентации, мероприятия плана по реализации Концепции развития ранней помощи, всероссийские мероприятия для детей с ОВЗ (спортивные, творческие и профессионального мастерства), а также Всероссийский съезд дефектологов.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И.О. Терехина выступила на заседании Совета с докладом на тему организации обучения на дому детей-инвалидов, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.
И.О. Терехина акцентировала внимание на том, что дети, обучающиеся на дому, должны получать такое же образование, как и дети в школе.
– Это значит, что учебный план их обучения должен соответствовать учебному плану того класса, в котором учится ребенок и ограничиваться максимально допустимой СанПиНами нормой недельной нагрузки. Например, в 1-м классе – 21 час, в 11-м – 34 часа в неделю. Эту норму мы планируем более жестко закрепить в приказе 1015, в который вводим отдельный раздел, посвященный организации обучения длительно болеющих детей, – информировала Ирина Олеговна.
Она также отметила, что индивидуальный учебный план, график занятий и объем учебных часов, необходимых для реализации индивидуального учебного плана при организации обучения на дому, должен в обязательном порядке согласовываться образовательной организацией с родителями или законными представителями учащихся.
В режиме видео-связи с докладами на заседании Совета выступили представители Забайкальского края, Свердловской и Калининградской областей.
В ходе обсуждения члены Совета приняли решение обобщить поступившие из субъектов РФ предложения по формированию мероприятий Межведомственного комплексного плана на период до 2020 года.
Опыт регионов, которые показали наибольшую эффективность в реализации направлений комплексного плана в 2016-2017 гг. было решено транслировать во все субъекты РФ.
– Наша задача двигаться как можно быстрее, используя все возможности регионов и муниципалитетов, которые у нас есть, – сказал, завершая заседание В.Ш. Каганов.
Он также анонсировал тему следующего заседания Совета. Она будет посвящена профессиональной ориентации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ через профессиональное образование.
Информация с сайта минобрнауки.рф